В Челябинске случилось ДТП между Mitsubishi Outlander и старой Honda Accord. Оно мелкое, но интересно тем, что повреждения кроссовера оценили всего в 8 тысяч рублей, а Honda — в 380 тысяч. Владелец Mitsubishi Алексей не оспаривает своей виновности в аварии, но задается вопросом, почему оценка ущерба получилась настолько контрастной и не имеет ли он дело с автоподставщиками? По его информации, Honda Accord 2007 года была приобретена четыре года назад за 390 тысяч рублей, то есть владелец пытается отсудить практически ее стоимость. Правда, сейчас, с учетом резкого роста цен, 16-летние Accord стоят порядка 500–800 тысяч. Но в любом случае, сумма компенсации выглядит немаленькой.
Как случилось ДТП
Алексей рассказывает, что авария произошла в ноябре прошлого года. Он обратил внимание на Accord еще до ДТП из-за странной манеры езды водителя — машина часто перестраивалась.
— А потом мы пересеклись с ним на Меридиане в районе перекрестка с Шота Руставели. Я ехал по полосе, из которой можно только поворачивать налево, а мне нужно было прямо. Я попытался перестроиться, Accord меня вроде бы пропускал, но когда я стал менять полосу, он не остановился, и мы царапнулись.
Кстати, механизм аварии напоминает тот, что использует группа людей на старых японских автомобилях, делом которых сейчас занимается полиция. Впрочем, связи с господами Скрынниковыми, героями той статьи, мы не увидели.
— После аварии парень за рулем начал сокрушаться, мол, у меня трое детей и так далее, — продолжает Алексей. — Я ему отвечаю: «Я неправ, признаю». Вызвал сам комиссара, тот приехал, глянул и сказал, что ущерб менее 100 тысяч, так что можно оформлять европротокол. Но парень за рулем Honda тут же говорит: «Не-не-не, оформляем через ГИБДД». Хорошо, мы поехали, получили все документы, инспектор при этом даже не вышел посмотреть на машины.
Ущерб для Mitsubishi Outlander Алексея составил порядка 8 тысяч рублей, поэтому он быстро забыл об этом случае. Как оказалось, напрасно.
«Мы подаем на вас в суд»
— Живу себе спокойно, и тут звонит некая девушка, представляется хозяйкой Honda Accord и говорит, что подает на меня в суд, — рассказывает Алексей. — Я говорю: «При чём тут я, если есть ОСАГО? Получайте со страховой». Она отвечает, что сделала независимую экспертизу, которая насчитала ущерба на 380 тысяч рублей, и что разницу будет отсуживать у меня.
После этого стали выяснять подробности. Например, в справке из ГИБДД зафиксированы повреждения гораздо большего числа элементов, чем Алексей считал изначально. Согласно данным искового заявления, ущерб Honda Accord составил 382 тысячи рублей, из которых 137 тысяч выплатила страховая компания, а 245 тысяч предлагается заплатить Алексею. Плюс к этому — более 50 тысяч на судебные издержки, экспертизу и прочие расходы.
Алексей соглашается, что детали для возрастного Accord стоят дорого, но в любом случае сумма ущерба, по его мнению, завышена в несколько раз. Поэтому он подозревает, что имеет дело с автоподставщиками.
Есть ли признаки автоподставы?
Нам их обнаружить не удалось. По данным ГИБДД, Honda Accord за последнее время дважды попадала в аварии — в апреле и ноябре 2022 года, что выглядит не так уж зловеще на фоне боевой Toyota Aqua с ее 21 ДТП за четыре года. Доказать намеренность и системность аварий в случае с этим Accord проблематично. Водитель и владелица автомобиля, судя по всему, являются мужем и женой, что также не противоречит версии «бытового ДТП».
— Я не сфотографировал последствия аварии, понадеялся на комиссара, — признаётся Алексей. — А он мне говорит, что снимки уже удалил.
Отсутствие фотографий дополнительно осложняет оценку этого случая. При этом заказанная владельцем Honda экспертиза пришла к выводу, что замены требует дюжина деталей, включая дорогостоящие: например, одна только фара оценена в 57 тысяч.
Алексей прислал в редакцию фотографии своего Mitsubishi Outlander, на которых видны царапины и вмятины вдоль дверей кроссовера. Главный вопрос теперь: адекватны ли запросы владельца Honda и можно ли снизить сумму компенсации, если она действительно абсурдна?
При чем тут форма компенсации
Проблемы бы, вероятно, не возникло, если бы страховая компания направила поврежденную Honda на ремонт в автосервис. Такая форма компенсации является приоритетной, но в последнее время практически не используется. Страховые предпочитают рассчитываться деньгами. Почему? Помимо трудностей с поиском новых запчастей для возрастных автомобилей, есть и чисто экономический резон, ведь при денежной компенсации учитывается коэффициент износа. Для Honda Accord 2007 года он составляет минимальные 0,5 единицы, то есть фактическая выплата составляет половину от калькуляции по единой методике (137 тысяч вместо 274 тысяч).
Поэтому автоюрист Лев Воропаев в первую очередь советует ходатайствовать, чтобы суд истребовал выплатное дело страховой компании. Если выяснится, что она рассчиталась деньгами без прямого требования клиента о такой форме компенсации, то нужно указать на это в суде и требовать возложения на страховую компанию возмещение убытков потерпевшему в размере рыночной стоимости ремонта (а не по Единой методике) без учета износа.
Что теперь делать
Но если выяснится, что владелец Honda Accord требовал от страховой именно денежную выплату, остается лишь оспаривать сам размер ущерба.
— Владельцу Mitsubishi Outlander стоит проконсультироваться с двумя-тремя экспертами, чтобы в первую очередь понять, является ли, по их мнению, сумма ущерба завышенной, — советует Лев Воропаев. — Да, для этого желательны фотографии повреждений автомобиля или оценку ущерба, которую представил потерпевший с актом осмотра и фотографиями повреждений.
При этом Лев Воропаев не рекомендует делать экспертизу до суда по собственной инициативе.
— Во-первых, это немало стоит, цена зависит от количества вопросов. Во-вторых, суды отдают предпочтение экспертизам, которые назначают сами, поэтому владельцу Mitsubishi нужно ходатайствовать об этом, — объясняет автоюрист. — Да, не факт, что дело попадет к тем экспертам, с которыми он советовался, их выбирает сам суд. Но в любом случае при существенной разнице в оценках возникнет хороший повод снизить сумму компенсаций.
Кстати, именно так отбился от притязаний герой нашего предыдущего материала Сергей, который попал в ДТП с праворульным Nissan Stagea 2002 года выпуска. За незначительные на вид повреждения страховая заплатила владельцу Nissan 176 тысяч рублей, еще 170 тысяч с Сергея пытались взыскать через суд. Но назначенная экспертиза пришла к выводу, что ущерб для Nissan составил около 139 тысяч рублей, то есть был даже меньше страховой выплаты.
Покупая новый автомобиль, будьте аккуратны с фирмами, которые выставляют аномально низкие цены: к таким уловкам прибегают так называемые «серые автодилеры».
А лишиться машины в России можно не только по своей вине, но и за долги компании-продавца.