Рыбак Александр охотно показывает направление, куда мне нужно идти с вопросами о метеорите. Туда, мол, к мысу во-о-он того острова, где в 2013 году мелкий осколок в пять центнеров пробил во льду дыру. Я раздумываю, стоит ли идти туда, ведь десять лет спустя там просто лед. Пока я стою, Александр пересказывает впечатления того утра: вышел, говорит, на улицу, а небо светится. Думал, чебаркульский завод горит, ан нет, не он, родимый. А тут, дескать, из-за горы тянутся два дымных следа: это ракеты ПВО, которые уничтожили ту штуковину на подлете, а что за штуковина — никто не знает и вам не расскажут, убежден рыбак. Я киваю, благодарю и всё же иду к другому берегу озера Чебаркуль, где обнаруживаю своеобразное капище из ледяных глыб в честь юбилея падения той штуковины.
До февраля 2013 года одним из брендов Челябинска были красные труселя. Куда не приедешь, многие считают Челябинск городом сибирским (хе-хе), северным, грязным, а потом вспоминают заводчанина Дулина и те самые труселя. Меня всегда подмывало ответить, что упоминание Дулина больше говорит о вашем скромном вкусе в выборе телепередач, но я сдерживался, ведь Челябинск — город высокой культуры.
И тут как манна небесная (а может, и она самая) на город падает кусок внеземной породы, настолько старый, что в момент Кембрийского взрыва он уже разменял четвертый миллиард. И случается чудо: москвичи забывают о красных труселях и при встрече с челябинцем говорят о метеорите. И ты на правах свидетеля авторитетно рассуждаешь о свойствах этого удивительного газо-льда.
Челябинцы, вероятно, сами не осознают, насколько метеорит популярен в мире. Чтобы это понять, нужно приехать в какую-нибудь Гватемалу, где таксист спросит, откуда ты. И ты такой ответишь, коверкая слова под гватемальский акцент: «Айм фром Тщелийабинск». А он: «А, е-е! Метеор, балалайка, Тщелийабинск кабзда».
Челябинск и раньше попадал в мировые хроники в виде Танкограда и города с рутениевым «душком», но тут впервые повод был почти позитивный, ведь всё закончилось хэппи-эндом. А могло, кстати, закончиться по-другому. Если не врут астрономы, скорость входа метеорита в атмосферу была 18–19 км/с, масса порядка 10–13 тысяч тонн, то есть энергия получалась в районе 2 квадриллионов джоулей. А это более 500 килотонн в тротиловом эквиваленте, то есть этак двадцать ядерных бомб, сброшенных на Хиросиму. Так что будь угол входа в атмосферу чуть иными, и Челябинск бы разом перестал страдать от индустриальных выбросов. Кстати, тот кусочек, что плюхнулся в озеро Чебаркуль, составлял лишь около 5 % массы первоначального болида.
Про метеорит возвестили миру все крупнейшие телеканалы. Он спровоцировал волну туризма из дальних стран. Он попал в Голливуд (например, мелькнул в фильме «Грань будущего» с Томом Крузом). Он прекрасно сочетался с челябинскими конфетами «Метеорит», словно мы давно что-то знали. Казалось, такой актив надо капитализировать и не только распродажей его останков. Наши ухари, кстати, умудрились отпилить кусок от музейного экспоната.
В первые недели после падения метеорита воздух пах вдохновением, а Юревич обещал 100 тысяч за лучшую идею. Предлагалось, например, назвать в честь метеорита улицу, поместить его на герб города, установить монумент и перенести на 15 февраля празднование Дня города. Мне больше импонировала идея сделать некое вантовое здание, висящее в воздухе, как напоминание, что в Челябинске всякое возможно. Впрочем, в наших реалиях такой проект мог вылиться в очередные «рёбра Левиафана», но направление мысли было интересным.
Был еще прототип низкопольного трамвая «Челябинский метеор», который представил Усть-Катавский вагоностроительный завод, но его судьба оказалась непростой, потому что он всё время ломался во время городских испытаний. Возможно, просто повторял судьбу тезки, ведь метеорит тоже, так сказать, сломался при входе в плотные слои челябинской атмосферы.
Из более-менее реализованного — сорт гибридных помидоров «Челябинский метеорит» и ароматизатор с запахом, собственно, метеорита. Нет, это не пресловутый серо-водородный дух (хотя наверняка в тот день он окутал Челябинск), а какой-то очень приличный аромат, который пытались раскручивать предприниматели из Миасса. В первые месяцы идея даже пошла, но у авторов проекта не было ресурсов работать с брендом, власти не поддержали, в итоге дух метеорита быстро выветрился. Кондитеры наперебой регистрировали товарные знаки, и сегодня можно купить конфеты «Челябинский метеорит», но революции тоже не случилось, потому что похожее название использовалось и до всех событий.
А мы всё же говорим о более глобальных подходах, чем просто брендирование товаров. В 2013 году шло много разговоров об улучшении имиджа и развитии туризма, предлагались проекты мега-памятников метеориту в натуральную величину, уникальных гостиниц, фестивалей, туристических маршрутов и жилых комплексов на берегу Чебаркуля. Что мы имеем по факту?
Безусловный плюс: это извлечение метеорита из чебаркульских пучин и помещение его под стеклянный купол Исторического музея Южного Урала, который периодически левитирует (один этот факт должен был согнать в Челябинск уфологов всей Земли). Другое достижение — это буй на озере Чебаркуль в месте падения, но больше там — ни буя. Место, к слову, довольно удачное, потому что недалеко находится исторический центр Чебаркуля, где построен макет первой крепости и стоят симпатичные модели кораблей, а еще открывается красивый вид на церковь, плюс недалеко мечеть.
В 2014 году у базы спасателей (а куда в такой истории без них) поставили мемориал в честь метеорита, но выглядит он средненько: абрис озера напоминает уральского Барта Симпсона. Упасть ниц и молиться силам небесным он не побуждает, так что идея поставить здесь глыбу размером с оригинальный метеорит выглядит не такой уж плохой.
Сами челябинцы встретили метеорит с прохладцей, мол, было и было. Это вообще характерно для нашего менталитета: реагировать только на остроту ситуации. На улице воняет? Челябинцы поворчат насчет экологии. Не воняет? Никто знать про нее не хочет, потому всё сложно, запутано, а изменить ничего нельзя. Та же история с метеоритом, который так и не стал для челябинцев символом и куда больше волнует гостей города.
А может, мы преувеличиваем медийный потенциал метеорита? Чуть-чуть ведь не считается, и последствия его визита не идут в сравнение, например, с крушением близнецов-небоскребов в Нью-Йорке или Чернобыльской катастрофой. Не возникло зоны отчуждения, нет мемориала жертвам, никто не судится с астрономами или хотя бы астрологами. Да и сам метеорит оказался не очень эффективным: внешне похож на уголек, состоит из обыкновенного хондрита (вот бы из необыкновенного) и даже не радиоактивен (не то что берега Течи). Так может, и не стоило превращать его в легенду?
Но это лишь полуправда. Ведь масса туристических мест созданы просто за счет красивой подачи, и хороший пример — Аркаим. Если уж занимать позицию грубого скептика, то Аркаим — это степь, курганы, макеты-новоделы и якобы те самые камни. Но главное — это дух места, где когда-то ступал Заратустра (хотя это не точно) и колесницы строили задолго до Рюриковичей. А еще тут энергетическая ось мира, замедленный ход времени и самоизлечение всех болезней. Местоположение не способствовало успеху Аркаима — он далеко от Челябинска, посредине нигде. Но туристы его обожают, потому что в нем есть загадка, обещание, интрига, а в последние годы — и нормальные туалеты.
Для туризма ведь важен первоначальный толчок, а метеорит мог бы стать тем петухом, который клюет туристов ехать именно на Урал. Ведь окрестности Чебаркуля вполне самодостаточны, чтобы найти занятие по душе: рядом Тургояк, недалеко Ильменский заповедник, национальный парк Таганай, чуть дальше — озеро Зюраткуль и нацпарк Зигальга... Если уж помечтать, то вот мы приезжаем в Челябинск, селимся в висячую гостиницу «Метеоритный дождь», пьем настойку «Ударная волна», на скоростном трамвае «Болид» едем в краеведческий музей, потом на поезде «Метеор» прямо к туркомплексу «Звездный» с его астрономическими ценами... Но ехать, конечно, лучше в феврале, когда во время народных гуляний плавят гигантскую статую метеорита и развеивают его прах над областью, после чего весь уральский металл получает особую устойчивость к сглазу.
Чтобы как следует капитализировать метеорит, требовались солидарные усилия, а это не конек Южного Урала. Был момент, когда люди всей планеты верили в Челябинск больше, чем сам Челябинск, а мы опять увязли в местечковых бедах: трамваи, смог, недострои... Но метеориту в любом случае спасибо. Он сделал, что мог: пролетел метко, бахнул знатно. Не убил никого, опять же. А что мы не смогли воспользоваться этим даром — не его проблемы.
Стоило ли Челябинской области использовать метеорит для развития туризма в регионе?
Теперь вы готовы пройти тест на знание фактов о метеорите.
Пять лет назад мы встречались со сталкером, который планировал разбогатеть на метеоритных осколках.
А лента новостей 74.RU в день падения метеорита собрала почти 3 млн просмотров: втрое больше, чем жителей Челябинска.