Продажи автомобилей в России заметно упали после ажиотажного начала осени: если в сентябре реализовали 151 тысячу машин, в октябре — 171 тысячу, то в ноябре только 122 тысячи. Такие данные приводит агентство «Автостат» на основе статистики регистрации новых легковых машин. Это худший результат для авторынка в 2024 году, за исключением января и февраля — месяцев с традиционно низким спросом.
Падение продаж ожидаемо, поскольку в августе–октябре рынок был «перегрет» из-за увеличения утилизационного сбора, которое состоялось 1 октября: платеж для автомобилей с моторами 1–2 литра вырос сразу на 255 тысяч рублей. Высокие продажи сохранялись и в первой половине октября за счет машин, ввезенных по старым правилам. Но в ноябре рынок остыл, и ряд дилеров, с которыми мы общались, отмечает заметно опустевшие автосалоны.
Лидеры рынка не изменились: на первых пяти местах уже много месяцев Lada, Haval, Chery, Geely и Changan. Более острая борьба идет во второй половине десятки: к лидерам приблизился бренд Belgee (автомобили Geely белорусской сборки), за которым идут Omoda и «Москвич». Последнему удалось продать в ноябре 2,6 тысячи автомобилей, что близко к рекорду, установленному «Москвичом» в марте (тогда реализовали 3 тысячи машин). Замыкают десятку Jetour и Jaecoo. Бренды, контролируемые Chery, продолжают доминировать на российском рынке, и их совокупные продажи больше, чем у других концернов.
В зачете марок с большим отрывом лидирует Lada Granta, ноябрьские продажи которой составили 16 тысяч автомобилей. За год будет продано около 200 тысяч бюджетных машин, и, для сравнения, в 2019 году модель разошлась тиражом лишь 136 тысяч. Россияне стремительно пересаживаются на бюджетную модель, которая является модернизированной «Ладой-Калиной» 2004 года.
Lada Vesta показала результат около 9 тысяч машин, что не является рекордом для модели. Следом идет бессменный лидер среди иномарок — Haval Jolion, при этом в последнюю неделю ноября он уступил это место обновленному Chery Tiggo 4.
На четвертом месте с результатом почти 5 тысяч машин — Lada Largus, вернувшаяся в строй летом 2024 года. Модель пользовалась устойчивым спросом и до кризиса, но сейчас имеет шанс на попадание в топ-3 российского рынка: до результата «Джолиона» — менее тысячи машин. Далее следуют Chery Tiggo 4 Pro и Tiggo 7 Pro и две «Нивы». Замыкают десятку Haval M6 и Geely Monjaro.
Охлаждение рынка не позволяет автомобильным брендам сразу отыграть наценку в 255 тысяч рублей, возникшую из-за повышения утилизационного сбора. В октябре и ноябре изменилась стоимость почти у всех популярных моделей, но процесс носит разнонаправленный характер: если Geely в ноябре увеличила стоимость многих моделей, то Chery снизила цену почти на всю линейку. Среднее увеличение цен у брендов составляет в районе 50 тысяч рублей.
Дилеры ожидают, что сдержанная ценовая политика сохранится и в декабре, поскольку импортеры постараются красиво закрыть год и располагают запасами машин, ввезенными по старым ценам. Но в новом году ожидается ощутимое подорожание автомобилей, к чему подталкивает сразу несколько факторов. После октябрьского увеличения утильсбора еще один этап нас ждет в январе 2025 года (повышение на 112 тысяч), плюс заметно выросли курсы доллара, евро и юаня, а на всё это наслаивается инфляция. Продажам автомобилей будет мешать и высокая ключевая ставка, поэтому дилеры ожидают, что в следующем году импортеры предпочтут сформировать очень консервативные планы продаж, ограничив ввоз автомобилей в страну для исключения затоваривания (так было в конце 2023 года). Повышение цен для начального сегмента иномарок ценой в районе 2 миллиона рублей ожидается на уровне 300–500 тысяч рублей.
АВТОВАЗ обещал не повышать стоимость автомобилей до конца года. При этом он всё равно увеличивает цены косвенным путем: так, на рынок вышла растянутая версия Lada Vesta — Aura, которая стоит от 2,6 миллиона рублей. Это новый рекорд цены для серийных машин завода. Другие автопроизводители также выводят на рынок новые модели, причем пока их ценовая политика выглядит сдержанной. Внимание от российских машин может отвлечь, например, VGV U75PLUS, который крупнее «Весты», но стоит примерно столько же.