Сразу нескольким автомобилистам удалось выиграть разбирательство с ООО «Такси Плюс», водители которой работают в Челябинске, используя недействующие полисы ОСАГО. С подобными проблемами читатели обращаются к нам уже несколько лет, но сейчас их доводы подтвердили суды. Правда, у юристов есть сомнения, удастся ли взыскать что-то с компании, которая, судя по данным сервиса «Контур.Фокус», погрязла в однотипных исках. При этом она имеет выданное Миндортрансом Челябинской области разрешение на работу такси до 2025 года.
Чем коварны ДТП с таксистами
В ноябре 2022 года владелец Ford Focus Виталий (имя по его просьбе изменено) попал в ДТП с Lada Largus в раскраске такси. Вина последнего сомнений не вызывала: при повороте налево водитель «Ларгуса» не уступил дорогу едущему прямо «Фокусу». Ущерб оказался большим: эксперт насчитал 582 тысячи рублей, что больше остаточной стоимости иномарки. У таксиста был полис ОСАГО, но проверка по базе Российского союза автостраховщиков показала, что тот действовал до 29 сентября 2020 года, то есть на момент ДТП был просрочен. Бланк оказался поддельным: в нем указывалась дата окончания полиса 3 октября 2023 года.
Причина, почему таксисты обходятся без полисов, очевидна: стоимость «автогражданки» для них значительно выше, чем для частников. Так, с сентября 2022 года базовый тариф ОСАГО для автомобилистов составляет максимум 7535 рублей, для такси — 15 756 рублей, то есть вдвое выше. Поэтому, например, для Largus, зарегистрированного на юрлицо, стоимость полиса может достигать сотни тысяч рублей. Для автомобилей юрлиц применяют коэффициент 1,97, территориальный коэффициент для Челябинска — 1,88, плюс есть еще ряд повышающих множителей. Кроме того, далеко не все страховые работают с водителями из групп риска, порой отказывая им явно и неявно.
Кто покроет ущерб
Largus принадлежал компании ООО «КОНТРОЛ Лизинг», зарегистрированной в Москве. При этом деятельность такси осуществлялась на основании разрешения № 15325 Министерства дорожного хозяйства и транспорта, выданного ООО «Такси Плюс». Изначально Виталий предъявил требования к водителю Largus и владельцу автомобиля, то есть ООО «КОНТРОЛ Лизинг».
Но в процессе выяснилось, что таксист арендовал автомобиль у ООО «Такси Плюс» на основании договора, который подразумевал наличие у машины действующего полиса ОСАГО. Суд установил, что между ООО «Такси Плюс» и таксистом были трудовые отношения, и признал эту компанию владельцем источника повышенной опасности. Таким образом, суд обязал ООО «Такси Плюс» выплатить владельцу Focus 367 тысяч рублей.
Сумма оказалась меньше рассчитанного ущерба, потому что автомобиль признали «тотальным». Его рыночную стоимость оценили в 463 тысячи рублей, стоимость годных остатков — в 96 тысяч. Разница этих сумм и стала итоговой. Также ООО «Такси Плюс» обязано компенсировать судебные издержки.
Фигурирующее в деле ООО «Такси Плюс» (ИНН 7725402278), по данным сервиса «Контур.Фокус», зарегистрировано в Москве в Партийном переулке, 1, корпус 4, офис 15, хотя данные помечены как недостоверные. Генеральным директором является Евгений Андреев, учредителями — Роман Гомонов и ООО «Комплексные решения». В штате числится один сотрудник. Финансовые данные приведены на конец 2020 года: выручка компании составляла 157 млн, чистая прибыль — 18,8 млн рублей. Впрочем, есть еще одно ООО «Такси Плюс» (ИНН 7452097600), зарегистрированное в Челябинске на улице Линейной, 86, кабинет 9. Его возглавляет Сергей Комович, учредителем является Кирилл Романов. Оно также вовлечено в многочисленные судебные разбирательства, в том числе с привлечением ООО «КОНТРОЛ Лизинг» в качестве соответчика. Но в решении суда, выданного на руки герою статьи, фигурирует первое ООО с ИНН 7725402278. Какова связь между фирмами-тезками — неясно. По указанным на сайте телефонам нам ответили, что бухгалтер компании «Такси Плюс» по данному адресу уже не сидит.
Редакция 74.RU готова отразить позицию руководство ООО «Такси Плюс» в материале. Оперативно связаться с представителями такси редакции не удалось. Также мы направили запрос компании «Яндекс» с просьбой прояснить, законно ли автомобили компании ООО «Такси Плюс» используют цветографические схемы «Яндекс.Такси», и, если да, является ли наличие ОСАГО обязательным условием для работы с диспетчерскими сервисами «Яндекса».
Не единичный случай
Вот еще одно очень похожее дело с теми же фигурантами, ООО «КОНТРОЛ Лизинг» и ООО «Такси Плюс». В целом история как под копирку, и в суде таксист (виновник ДТП) заявил, что брал автомобиль в аренду у ООО «Такси Плюс», где ему выдали копию страхового полиса, оказавшегося недействующим. Суд постановил, что компенсировать ущерб в 57 тысяч рублей плюс судебные издержки должно ООО «Такси Плюс», освободив водителя-виновника от ответственности. И таких случаев много, например, вот аналогичная история и еще одна, и еще.
Юрист Наталья Усова, представлявшая интересы Виталия в суде, рассказала, что использование просроченных полисов для ООО «Такси Плюс» выглядит распространенной практикой, и подготовила от лица своего клиента соответствующее обращение в прокуратуру Челябинской области. По ее мнению, действия руководства ООО «Такси Плюс» можно квалифицировать как мошенничество в сфере страхования (159.5 УК РФ).
— Список такси с госномерами, разрешения на которые получило ООО «Такси Плюс», есть на сайте Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, — указала Наталья Усова. — На сайте Российского союза автостраховщиков существует сервис по проверке полисов ОСАГО. Видим, что многие автомобили ООО «Такси Плюс» выходят на линию без ОСАГО, не исключено, что с поддельными полисами.
Например, по данным реестра, на ООО «Такси Плюс» числится Lada Largus с госномером В 669 УО 174. Разрешение на деятельность такси действует с 08.04.2020 по 07.04.2025. Но проверка по базе данных РСА выдает следующий результат: сведения о договоре ОСАГО с указанными данными не найдены (запрос от 28 ноября 2023 года).
Такси без ОСАГО — головная боль для всех
Наталья Усова говорит, что, несмотря на победу в суде, добиться выплат крайне проблематично:
— Пока ООО «Такси Плюс» не исполнило решения суда, и на его счетах деньги отсутствуют, — констатировала она. — На сайте судебных приставов — 1440 исполнительных производств в отношении данного ООО, часть из которых не исполнена, часть прекращена из-за невозможности взыскания. Взыскание не может быть обращено и на ООО «КОНТРОЛ Лизинг»: они уведомили суд, что лизинговая схема закрыта, автомобили переданы лизингополучателю по акту приема-передачи.
По данным сайта «Контур.Фокус», в данный момент ООО «Такси Плюс» является ответчиком по двум десяткам дел, связанным с взысканием ущерба за ДТП. В арбитражных судах рассматривают 15 исков юрлиц к этой компании, в том числе от страховых за ненадлежащее исполнение договоров страхования.
Аварии с такси сопряжены с большими рисками для автомобилистов: таксист освобождается от ответственности под предлогом, что он не знал об отсутствии полиса ОСАГО (хотя это легко проверить). А сами такси регистрируют на компанию, которая, судя по предыстории, не спешит гасить долги. При этом иногда ДТП с машинами юрлиц позволяют взыскать с них многомиллионные суммы.
Навести порядок в сфере, по задумке властей, должен новый закон о такси, действующий с 1 сентября 2023 года. В нем особый акцент сделали на штрафы для агрегаторов, которые допускают работу водителей без лицензий. Решит ли он проблему — неясно, ведь участники описанных ДТП имели разрешение, но ОСАГО у них всё равно не было. Эксперты по транспорту считают, что для устранения таких ситуаций нужен пересмотр тарифов ОСАГО и повышение его доступности. При этом власти как будто взяли курс на отмену обязательного страхования автомобилистов.