Продажи автомобилей в России снижаются вторую неделю подряд после уверенного роста в конце августа, посчитали эксперты портала «Автостат». За последнюю отчетную неделю продано 28,7 тысячи автомобилей (включая коммерческие) против 29 тысяч и 30,8 тысячи за две предыдущие недели. Реализация легковых автомобилей упала до отметки 23,8 тысячи, что соответствует уровню конца августа, но заметно ниже локальных рекордов, установленных накануне изменения утильсбора: с 31 июля по 6 августа на учет поставили 28,3 тысячи легковых машин.
Падение продаж предсказуемо, поскольку в августе-сентябре значительно возросли цены на автомобили, причем в рекордсменах по темпам удорожания две российские марки — Lada и «Москвич». Целый перечень моделей подорожал на 10% и более, что означает прибавку в районе 200 тысяч для иномарок начального уровня. АВТОВАЗ играет ценами — сохраняет стоимость базовых версий Lada Granta и Vesta и корректирует прайсы средних и топовых комплектаций. Так, максимальная цена Lada Granta приблизилась к 1,3 миллиона рублей, а топовые комплектации Lada Vesta стоят дороже 1,7 миллиона рублей.
Но даже после сентябрьского снижения продажи остаются на сравнительно высоком уровне: например, средний уровень регистраций новых легковушек за первые семь месяцев 2023 года составлял менее 16 тысяч автомобилей в неделю, сейчас он близок к 24 тысячам. Средние продажи в августе были на уровне 24,8 тысячи машин в неделю. Если темпы сохранятся в пределах 23–25 тысяч машин в неделю, к концу года авторынок выполнит прогнозный план в 1 миллион автомобилей. Для сравнения: в 2022 году реализовали чуть более 600 тысяч машин.
Одна из причин относительно стабильных продаж: высокая доля кредитования при покупке автомобиля. По данным Национального бюро кредитных историй, в августе 2023 года средний размер автокредита вплотную приблизился к сумме 1,5 миллиона рублей. Год назад он немногим превышал 1 миллион рублей. Однако ряд инсайдеров отмечает снижение объемов автокредитования на фоне растущей ключевой ставки Банка России, которую подняли с 8,5 до 12%, а потом и до 13%. В подразделении банка «Открытие Авто» отметили, что число кредитных заявок достигло пика в августе, после чего стало снижаться. Это также сказывается на продажах новых автомобилей.
Когда вы обновляли автомобиль последний раз?
На авторынок серьезно повлияли обесценивание рубля и практически одновременный рост утильсбора. Уже в августе началась очередная волна подорожания иномарок. Тем не менее китайские марки продолжают выводить новые модели: вот пятерка наиболее интересных.