После новости о приостановке продажи топлива на некоторых челябинских АЗС читатели 74.RU прислали в редакцию сразу несколько жалоб на отсутствие бензина и дизтоплива на ряде заправок. Мы проехали по указанным адресам, информация подтвердилась. Например, временно отсутствовало топливо на ряде АЗС «Лукойл» и BNP («Башкирские нефтепродукты»). О дефиците топлива говорили не только в Челябинске, но и в других городах и районах области. И всё это происходило на фоне введенного в прошлый четверг ограничения на экспорт нефтепродуктов. Мы спросили у участников рынка, ждать ли улучшения ситуации?
Охота за бензином
Массового дефицита топлива в Челябинске нет, но периодически то одна, то другая АЗС временно прекращает продажу одного или нескольких видов бензина. Многие автомобилисты отметили проблемы в сети «Лукойл», например, в выходные на стеле АЗС на пересечении Свердловского проспекта с Братьев Кашириных отсутствовали ценники всех видов топлива, кроме дизельного. Временные сбои фиксировались и на других заправках.
Читатели сообщают о длительных простоях заправок сети BNP («Башкирские нефтепродукты»), которые, по их словам, длятся уже около трех недель.
Также мы получили сообщения от жителей области. Вот, например, пишет профессиональный водитель:
— Работаю в транспортной компании, наш автобус не могли заправить, так как не было дизтоплива в Фершампенуазе — ни на «Лукойле», ни на соседних АЗС.
Один читатель отметил перебои с поставками дизтоплива на АЗС в Троицке и Коркино.
«Нужно ехать за 1000 километров»
Правительство ввело временное ограничение на экспорт нефтепродуктов. Именно дисбаланс в пользу заграничных поставок топлива считается главной причиной его удорожания с мая по сентябрь 2023 года и перебоев с поставками. Рынок отреагировал быстрым снижением биржевых цен: так, стоимость АИ-95 упала ниже 60 тысяч рублей за тонну, хотя в начале сентября переваливала за 75 тысяч рублей. Однако на самих АЗС отмечают, что если данные меры и помогут рынку, то не сразу: нужно время, чтобы подешевевшее топливо дошло до розницы.
В компании BNP подтвердили, что в данный момент не продают топливо в розницу.
— Причина этого явления — как у всех: в стране топливный кризис, очень высокие цены на топливо и ограниченное его количество. Мы не «Лукойл» и не «Газпромнефть», у нас всего 25 АЗС по Челябинской и Свердловской области, мы не можем закупать его для розницы по таким ценам, — ответили в BNP. — Наши АЗС работают в режиме обслуживания топливных карт по госконтрактам с юрлицами. В минимальном объеме топливо мы подвозим, чтобы выполнять условия госконтрактов. К сожалению, вот так.
В компании отметили снижение биржевых цен, но подчеркнули, что мгновенно ситуация не изменится:
— К сожалению, пока ограничение на экспорт нефтепродуктов на нашу ситуацию не повлияло. Цены на бирже в Санкт-Петербурге снизились, но ехать оттуда продукт будет не менее трех недель. На внутреннем рынке оптовая цена пока не поменялась. Посмотрим, что будет на этой неделе. Пока у нас просто нет физической возможности закупать топливо по таким ценам.
Специалисты BNP говорят, что осложнилась закупка топлива с местных нефтебаз.
— Раньше у нас была возможность привезти топливо с нефтебаз в районе 300 километров от Челябинска, сейчас нужно ехать порядка 1000 километров, так как на ближайших нефтебазах топлива нет в наличии, — утверждают в BNP. — Наши поставщики в режиме ожидания, не закупают его, понимают, что проблематично будет реализовать по такой цене. Клиенты, к сожалению, воспринимают всё так, словно мы в тяжелые времена решили на них заработать. Будто мы поднимаем ценник, чтобы навариться. Но те, кто грамотный, понимают, что мы не можем поставить ценник меньше, потому что просто будем торговать себе в убыток. Очень надеемся, что ситуация нормализуется.
«Цена быстро не упадет»
В сети АЗС Price также отметили снижение биржевых цен.
— Да, цена сильно откатилась, надо только купить и дождаться, когда придет, — пояснили в компании. — Минимум месяц надо. На местных базах цена так быстро не упадет, оптовикам надо же старые запасы распродать, хотя чуть-чуть, наверное, снизится. Сильно взвинтили оптовые цены. Но они всё равно не упадут в тех пропорциях, что биржевая цена. Пока не реализуют всё топливо по старым ценам, вряд ли сильно что-то изменится.
Cеть АЗС Price продолжает работу и надеется продержаться до момента, когда баланс оптовых и розничных цен выровняется и поставки станут стабильнее:
— Выбора у нас нет. У нас еще есть вагоны, заказанные по дорогим ценам, так что изменения если и будут, то не кардинальные пока.
Ранее в Price приводили примеры оптовых цен на уральских нефтебазах. Например, бензин АИ-95 стоит 82,2 тысячи рублей за тонну, а это 61,7 рубля за литр. При таком уровне для нормальной работы АЗС нужна розничная цена АИ-95 на уровне 65–67 рублей за литр. Аналогична ситуация с другими видами топлива.
В пятницу, 22 сентября, мы обратились за комментарием в компанию «Лукойл». Ответ компании мы опубликуем сразу, как он поступит в редакцию.
73 рубля за литр АИ-95
Темпы подорожания топлива за неделю, с 11 по 17 сентября, возросли еще сильнее. Бензин АИ-92 прибавил сразу 74 копейки за литр (данные Росстата по стране в целом), АИ-95 — на 86 копеек. Это вдвое выше, чем темп удорожания предыдущей недели: тогда были 35 копеек и 39 копеек соответственно. Сильнее всего за неделю подорожало дизтопливо: сразу на 1,32 рубля за литр (данные Росстата по стране в целом). В УрФО прибавка чуть меньше — 1,09 рубля.
При этом с июня 2018-го по май 2023 года недельный рост цен на топливо был на порядок ниже и составлял 2–3 копейки в неделю. Последний раз топливо прибавляло более 50 копеек в неделю в момент бензинового кризиса 2018 года, который остановили временным снижением акцизов.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин выложил фотографию московской АЗС Shell, где особенно примечательна цена бензина АИ-95 и дизтоплива. Он написал:
— Заправка Shell, 18 сентября, до закрытия экспорта нефтепродуктов 95-й стоит 72,89 рубля за литр, дизтопливо — 72,89 рубля за литр. Заправка Shell, 25 сентября, после закрытия экспорта нефтепродуктов: 95 стоит 73,29 рубля за литр, дизтопливо — 73,19 рубля за литр. Поборолись с ростом цен в розничном сегменте.
Ранее эксперты оценили план властей по стабилизации топливного рынка. Больше всего автомобилистов беспокоит резкий рост цен на топливо в сентябре 2023 года.