После многолетнего затишья на трассах Челябинской области снова могут появиться мобильные комплексы видеофиксации дорожных нарушений, ранее известные в народе как камеры на треногах. Но в этот раз речь идет о другом типе комплексов: как сообщили в центре фотовидеофиксации (ЦАФАП) регионального управления ГИБДД, это будут более современные камеры, которые устанавливаются в антивандальных боксах с учетом всех нормативов и обозначены знаками. Их расположат в заранее определенных местах, согласованных с Госавтоинспекцией, которых сейчас насчитывается 60. Из них 18 находятся на федеральных трассах в пределах Южного Урала, еще 42 — на дорогах регионального значения. Инициатива ГИБДД области опирается на положительный опыт других регионов, где установка таких камер в опасных местах существенно снижает аварийность. Окончательное решение еще не принято: предложение направлено на рассмотрение региональному правительству.
Камеры-треноги перестали использовать в Челябинской области в 2020 году по инициативе губернатора Алексея Текслера. Водители часто жаловались на такие комплексы, в том числе, из-за их несерьезного внешнего вида: треноги обычно охранял наемный сотрудник на старом автомобиле. Их эксплуатацию поручали коммерческим фирмам, что вызывало множество вопросов, в том числе, связанных с правильностью их установки.
Новые комплексы будут принадлежать и использоваться областным госучреждением «ЦОВ 112 — Безопасный регион». Оно отвечает за работу всей системы фотовидеофиксации дорожных нарушений в Челябинской области. Камеры будут ставить не вдоль дороги, а крепить в защищенных боксах к столбам, опорам или консолям, то есть с точки зрения водителей они будут выглядеть обычными стационарными камерами. Но за счет легкости демонтажа и отсутствия кабелей электропитания (они работают на аккумуляторах) их можно оперативно перемещать в другие места в зависимости от сезона или статистики ДТП.
Начальник ЦАФАП УГИБДД по Челябинской области Сергей Пурусов рассказал о причинах возврата к мобильным комплексам:
— В регионе общее количество ДТП стабильно, но есть проблема увеличения числа тяжелых аварий с жертвами, и такие происшествия в основном случаются на загородных трассах, в том числе, на дорогах регионального значения. Оборудование всех очагов аварийности стационарными камерами является очень затратным мероприятием, тогда как мобильные комплексы позволяют обеспечить контроль большого количества участков.
Из 60 определенных для установки комплексов мест не все будут постоянно заняты работающими камерами. В некоторых смонтируют источники электромагнитного излучения, на которые реагируют радар-детекторы. Постоянная смена позиций камер, по замыслу, приучит автомобилистов соблюдать правила на всех контролируемых участках дороги.
Также ЦАФАП ГИБДД и «Безопасный регион» испытывали мобильный комплекс «Кордон», который устанавливается в автомобиль и позволяет контролировать движение прямо в потоке. Такие системы применяют, например, в Екатеринбурге.
Но в Челябинской области от идеи отказались из-за высокой цены таких комплексов (порядка 4,5 миллиона рублей), отдав предпочтение мобильным комплексам со стационарной установкой.
— При желании их также можно установить на патрульном автомобиле, — добавил Сергей Пурусов.
Вопрос о количестве и типе таких комплексов пока согласуется, сроки введения в работу объявят позднее.
Поддерживаете ли вы возврат мобильных комплексов фотовидеофиксации дорожных нарушений?
Напомним, в 2023-м в Челябинской области заработали камеры, фиксирующие водителей без ремня безопасности. Ожидается, что в течение года может заработать система контроля полисов ОСАГО с помощью камер, но реализацию проекта уже не раз переносили.
С недавних пор обозначать камеры знаками нужно только на загородных трассах.