В этом году выбор мест для летнего отдыха у южноуральцев заметно снизился: многие европейские курорты оказались недоступны, а цены на Сочи и Турцию взлетели до небес. Но, как и в любой кризис, в условиях санкций люди тоже ищут новые возможности: кто-то расширяет горизонты, обратив наконец-то внимание на красоты России, а кто-то организует путешествия самостоятельно по некогда массовым и пакетным маршрутам.
Одним из таких направлений до недавнего времени была Болгария. Этим летом там побывала наша землячка Анна Голубницкая. О том, как можно отправиться в Варну (не на юге нашей области) и в другие города страны с бело-зелено-красным флагом, она рассказала в авторской колонке. Далее — ее мнение от первого лица.
С интернетом, чтобы не заскучать
— О, русские приехали! Москва? — радостно интересуется пожилой таксист на автовокзале в Варне. Ему хорошо за пятьдесят, по-русски он говорит практически без акцента и ошибок. Объясняет, что учил его еще в школе, во времена, когда Болгария была частью социалистического лагеря.
С тех пор немало воды утекло, но приезжим из России здесь рады до сих пор. Особенно сейчас, когда добраться в Болгарию стало чуть труднее. Почему чуть? Из-за отмены прямых авиарейсов. Однако летают самолеты и через Турцию, и национальные визы по-прежнему выдают, а если есть открытый «шенген», можно въехать и по нему.
Мы добирались через Стамбул. Оттуда поехали в Болгарию на автобусе, чтобы посмотреть по пути Тракию — регион на северо-западе страны. До границы комфортабельный автобус идет три с половиной часа, еще час тратим на паспортный контроль, небольшая остановка у витрины дьюти-фри — это маленький киоск с минимальным ассортиментом спиртного, сигарет и парфюма. Далее автобус следует в Бургас, делает непродолжительную остановку и едет до Варны.
Три дня тишины у моря
Медленно, словно подкрадываясь по грунтовой дороге, таксист довез нас до места под названием «Вилла Наско». В машине навигатор, который показывает маршрут.
— Это чтобы не обманули, — поясняет он. — А то всякое может быть…
И загадочно улыбается. Останавливается у небольшой ограды — дальше только пешком. В окрестностях ни души, воздух наполнен стрекотом цикад, где-то вдалеке лает собака. У калитки сидит пожилая женщина с улыбчивыми морщинками вокруг глаз.
— Майка, — говорит она, показывая на себя. Медленно встает с раскладного кресла, опираясь на трость. Затем жестом приглашает нас в дом. Женщина показывает нам на комнату этажом выше, а сама стоит перед лестницей у входа — подниматься ей тяжело.
После этого она медленно спускается по крутой лестнице в цокольный этаж, опираясь на трость и держась за перила, показывает нам кухню. Английского она не знает, русского тоже, впрочем, ее объяснения понять можно даже без слов, а болгарский так похож на русский!
— Да, да, добре… — киваем мы и улыбаемся.
На этой вилле мы проведем самый умиротворенный уик-энд за последний месяц — недалеко от моря, вдали от суеты и шума.
Золотые пески
Утром первым делом отправляемся на пляж, чтобы увидеть своими глазами знаменитое черноморское побережье, искупаться и позавтракать с видом на море. На пляже людно, однако до Сочи, где в этом сезоне просто яблоку негде упасть, очень далеко. И в отличие от главного курорта России, порции в кафе на берегу большие, еда очень вкусная и свежая, а цены гуманные. В нетуристических частях Варны средний чек в ресторанах был примерно таким же.
А вот курс в обменнике на пляже оказался просто грабительским. И рубли никто не принимает, только евро. Не удивились. Зато от ротавируса в этой части побережья не страдают так сильно, как на курортах Краснодарского края этим летом.
Как ЧМЗ и Евпатория
Сама болгарская Варна время от времени напоминала мне разные города, где я побывала до этого. Местами — Харьков с его университетами и раскидистыми аллеями в центре, местами — Евпаторию и набережную в Новороссийске. Местами — Краснодар и Самару с двухэтажными историческими зданиями в центре, которым не помешало бы внимание местных коммунальщиков.
Центр отозвался воспоминаниями о родном Челябинске — о проспекте Ленина с троллейбусами и ограждениями тротуаров, о тенистых зеленых дворах ЧМЗ и обособленности этого района. Порой на мгновение казалось, словно я никуда и не уезжала: родная речь кругом, слегка замусоренные дворы и надписи баллончиком на цокольных этажах домов, обилие зелени и газоны с цветами и нехитрым благоустройством местных Кулибиных. Вкус мороженого в вафельном стаканчике — такой же пломбир, который продавали в киоске на углу Мира и Румянцева, еще когда существовал СССР.
А вот одноименное село в нашей области с болгарской Варной так непохожи! В нашей церковь с острыми, тянущимися к небу, куполами, а в болгарской — купола кругленькие и отливают в закатном солнце золотом. Да и привычного мавзолея Кесене — уральской достопримечательности — нет.
Квартиру купить стало сложнее
Россиян в Болгарии на популярных курортах — как в Варне, так и в Бургасе — немало. Русские паспорта мелькают в очереди на прохождение границ, отношение ставящих отметки сотрудников как с турецкой, так и болгарской стороны, приветливое. Среди простых людей в Болгарии дружеское отношение к россиянам, заложенное еще при социализме, не изменилось.
Кто-то приезжает на отдых так же, как и мы, самостоятельно. Нет-нет в потоке мелькают автомобили с российскими номерами. Кто-то еще до пандемий и прочих кризисов прикупил жилье у теплого моря и ездит сюда на сезон, а то и перебрался на ПМЖ.
Хотя квартиры продолжают покупать — окна местных агентств недвижимости усеяны объявлениями на русском. Риелторы только с сожалением отмечают, что сделки растягиваются по времени — из-за санкций деньги на столь крупные покупки перевести из России стало проблематично.
Нужно ли развивать туризм в Челябинской области и популяризировать местные Париж, Лейпциг, Чесму, Берлин и Фершампенуаз?