Авиакомпания «Сибирь» (S7 Airlines) отказалась от рейсов из Челябинска в Москву со второй половины января 2024 года. Об этом 74.RU сообщили в пресс-службе Группы компаний S7. Рассказываем, почему крупный перевозчик сократил полетную программу, сколько денег вернут за билеты и как отмена ежедневного рейса скажется на спросе и стоимости полетов в столицу.
Причины и сроки
В новом году челябинцы смогут летать в столицу самолетами только двух перевозчиков — «Аэрофлот» и «Победа». Авиакомпания «Сибирь» (S7 Airlines) отменила московский рейс, подтвердили 74.RU в пресс-службе Группы компаний S7.
— S7 Airlines приняла решение о сокращении полетной программы в 2024 году на направлении между Челябинском и Москвой и отмене рейсов в связи с сезонным перераспределением парка воздушных судов и оптимизацией расписания. Авиакомпания в течение года пересматривает расписание и корректирует его при необходимости, — объяснили в пресс-службе Группы компаний S7.
Под оптимизацию попали рейсы после 15 января 2024 года, когда закончатся новогодние каникулы. Пассажирам, которые приобрели билеты на эти рейсы, направлены уведомления обо всех изменениях, добавили в S7. Представители авиакомпании уже начали работу с ними.
— Всем пассажирам S7 Airlines предлагает оформить полный вынужденный возврат билета, перебронировать вылет на доступные рейсы S7 Airlines или другие авиакомпании. Также можно переоформить билеты на рейсы S7 Airlines со стыковкой в одном из базовых аэропортов. Для возврата или изменения рейса необходимо обратиться в контактный центр S7, если билет оформлен на сайте или в приложении авиакомпании, или к агенту, где покупали билет, — рассказали в S7.
АО «Авиакомпания «Сибирь» (S7 Airlines) — крупнейшая частная авиакомпания России. Создана на базе Толмачевского объединённого авиаотряда в Новосибирске. После приватизации в 1994 году преобразована в АО «Авиакомпания «Сибирь»», с 2005 года выполняет полеты под брендом S7 Airlines. По данным сервиса «Контур.Фокус», компания принадлежит ЗАО «Группа компаний С7». До 2018 года собственниками были указаны Наталья и Владислав Филевы. Сейчас сведения о владельцах отсутствуют в ЕГРЮЛ, указан лишь держатель реестра акционеров — АО «Независимая регистраторская компания Р.О.С.Т.». По данным Forbes, авиакомпания «Сибирь» принадлежит семье Филёвых: Владислав Филев владеет около 50% акций, его дочери Татьяна и Мария — остальными. На конец 2022 года выручка составила 151,4 миллиарда, чистая прибыль — 34,2 миллиарда рублей.
В зимнем расписании челябинского аэропорта, которое действует с конца октября до 30 марта, указан рейс авиакомпании «Сибирь» в аэропорт Домодедово (Москва). Вылеты были запланированы ежедневно в 21:30.
— При обращении в контактный центр денежные средства за авиабилеты на рейсы, которые были отменены по решению авиакомпании, возвращаются пассажирам в полном объеме, включая сервисный сбор, — отметили в пресс-службе Группы компаний S7.
Рейсы из Челябинска в Москву отменяются на зимний период, потом могут возобновиться, добавили в представительстве S7.
Проблемы с возвратом
Между тем десятки, если не сотни челябинцев уже столкнулись с проблемой возврата денег за билеты на отмененные рейсы. После ноябрьской распродажи «Черная пятница» сразу несколько несостоявшихся пассажиров сообщили 74.RU, что им пришлось буквально выбивать от авиакомпании полную стоимость билета.
Один из челябинцев собирался лететь рейсом S7 в январе, другая пассажирка — в феврале. Учительница Наталья оплатила мартовские рейсы из Челябинска в Москву и обратно, потратив более 13 тысяч рублей. После отмены рейса ей вернули лишь 12 тысяч, а в техподдержке S7 уверяли, что при любом возврате билета не возвращается сервисный сбор. Только после настойчивых требований пассажирки и обращений в самые разные инстанции Наталье перечислили оставшуюся 1000 рублей.
— По указанному номеру бронирования (Натальи — Прим. ред.) возврат оформили 24 ноября. Деньги поступают на счет в зависимости от банка пассажира, — объяснили заминку в пресс-службе авиакомпании.
Между тем после выхода статьи на 74.RU челябинцы продолжают сообщать о проблемах с возвратом денег за билеты на отмененные рейсы S7.
— Я так же, как эта дама, попалась с отменой рейса. Купила билеты на февраль. Мало того, что не дозвониться на горячую линию, так еще за свои деньги я должна копаться на сайте, писать на возврат. Сами отменили — автоматом и возвращайте, — возмутилась читательница.
Другой челябинец — Рустам — в ноябре на сайте S7 купил четыре билета. Семья планировала в июне 2024 года слетать на отдых в Калининград. Билеты из Челябинска с пересадкой в Москве обошлись Рустаму в 73,5 тысячи рублей. Через несколько дней глава семьи получил сообщение об отмене двух полетов — из Челябинска до Москвы и обратно. При этом он оформлял единый билет, все рейсы в котором выполняет один перевозчик — S7.
— Зачем мне рейсы Калининград — Москва, если я из Челябинска не могу вылететь? Предлагали добираться в Москву через Новосибирск, но это очень неудобно. В итоге авиакомпания прислала уведомление о частичном возврате средств на 69,3 тысячи рублей. Откуда такая сумма, я не понял. В чате поддержки озвучивали другую. Но это все равно меньше, чем я заплатил, — рассказал Рустам. — К тому же я уже забронировал квартиру в Калининграде и оплатил задаток, который вряд ли вернут.
По словам челябинца, он уже отправил досудебную претензию в авиакомпанию.
А вы сталкивались с возвратом денег за авиабилеты?
«Рентабельность сумасшедшая»
Рейсы в Москву пользуются большим спросом у жителей Челябинска — в столицу летают и по делам, и на отдых.
— Рейсов в Москву много, ценник запредельный, рентабельность полетов в столицу у них сумасшедшая. Поэтому говорить о причинах оптимизации сложно. То, что сегодня исчезло из расписания, завтра может появиться опять. При этом авиакомпании не уведомляют об изменениях даже своих агентов по продаже билетов, — отметил директор туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич.
По мнению эксперта, аэропорт «Домодедово» в последнее время стал менее востребованным у челябинцев.
— Мало кто едет в Домодедово, чтобы лететь еще куда-то. В основном, там заканчивают поездку в Москву. У «Сибири» весь разлет в другую сторону, авиакомпания пытается захватить восточную территорию, сделать хабами Новосибирск и Красноярск. В том направлении прикладывается много усилий, и туда не лезет «Аэрофлот». Поэтому S7 гораздо больше интересуют рейсы в Новосибирск и далее на восток, чем Челябинск — Москва. Фактически перевозчики начали «делить» рынки, — указал Анатолий Гуревич.
В зимнем расписании запланировано восемь ежедневных рейсов в Москву: «Аэрофлот» — пять, «Победа» — два и один у S7. Если другие перевозчики не поставят дополнительные рейсы, то спрос на полеты в Москву увеличится. А это повлечет за собой и рост цен, заключил эксперт.
В 2021 году после отмены рейса челябинцы застряли в аэропорту Москвы и были вынуждены покупать новые билеты за 40 тысяч рублей.
Ранее мы публиковали подробную инструкцию, что делать, если ваш билет на самолет продали еще одному пассажиру и попасть на рейс не получилось.