Пассажиры «Орланов» снова пожаловались на давку. Это совпало с резким наступлением зимы и снегопадами. Похоже, многие уральцы, которые регулярно ездят из Челябинска в Екатеринбург (и наоборот) предпочли пересесть на скоростной поезд, а не ехать по заметенным трассам. Но в рельсовых автобусах пассажирам пришлось пройти через испытания: народу оказалось с избытком. Одна из пассажирок рассказала нашим коллегам из E1.RU, в каких условиях ей пришлось ехать.
— Жесть какая-то была. Вроде обещали, что «Орлан» подрастет (увеличат количество вагонов. — Прим. ред.), но люди были вынуждены четыре часа ехать стоя, в духоте. Это просто ужасно. Первая и последняя поездка. Даже в коридоре людям не было места, — пожаловалась пассажирка.
Девушка сняла видео в салоне «Орлана» во время поездки.
Сама по себе ситуация с давкой далеко не в новинку. Рельсовые автобусы «Орлан» между Екатеринбургом и Челябинском запустили в ноябре 2022 года. Но уже во время новогодних праздников 2023-го пассажиры стали возмущаться из-за переполненных вагонов и плохой вентиляции.
Билеты продают без указания мест
«Орланы» отправляются дважды в день: из Екатеринбурга — в 08:36 и в 18:00 (здесь и далее указано местное время), из Челябинска — в 06:39 и в 19:06. Время в пути — около четырех часов, это быстрее, чем тот же автобус.
При этом билеты на «Орланы» изначально продавали без привязки к местам. То есть как в трамвае: заходишь и ищешь сиденье. Не нашел — едешь стоя. При такой схеме людей в поезде получается больше, но стоять на ногах несколько часов — удовольствие для мазохистов.
В Свердловской пригородной компании объяснили, что маршрутную сеть, число вагонов и их расписание определяет заказчик. В случае с «Орланами» условия диктовали правительства регионов, а точнее — транспортные министерства Свердловской и Челябинской областей.
В «Орланах» изначально не стали привязывать билеты к местам, потому что при такой схеме продажи все билеты быстро бы скупили жители Екатеринбурга и Челябинска. А население деревень, через которые курсируют поезда, осталось бы без поездок.
— Такой порядок позволяет жителям небольших населенных пунктов, расположенных по маршруту следования, совершить поездку, — объяснили в СПК. — То есть обеспечивается транспортная доступность поселков Свердловской и Челябинской областей даже при стопроцентной наполняемости поезда. Проездные документы без указания места оформляются на определенный маршрут и действуют в течение одних суток.
«Перевозчик не имеет возможности ограничивать продажу билетов на конкретный поезд и обязан оказывать услуги каждому, кто к нему обратится»
Новые «Орланы» уже на подходе
Из-за ажиотажного спроса на билеты число рельсовых автобусов решили увеличить.
— Было принято решение о назначении третьей пары «Орланов» Екатеринбург — Челябинск. Это позволит сократить нагрузку на существующие рейсы, — уточнили в СПК.
Новые поезда будут отправляться из Екатеринбурга в утреннее время, из Челябинска — в дневное. Важный момент: билеты будут оформлять с указанием мест. Железнодорожники сообщили, что плотно работают с правительствами обоих регионов, чтобы ускорить сроки запуска третьей пары «Орланов» на месяц: вместо января 2024 года сделать это в декабре 2023-го.
Напомни, дизель-поезд «Орлан» между Челябинском и Екатеринбургом начал ходить в ноябре прошлого года, и вот какие оценки этому маршруту давал тогда эксперт, а мы его протестировали.
Ежемесячно в 2023 году «Орланы» перевозят по 17,4 тысячи пассажиров. Маршрут настолько востребован, что в вагонах случались давки, а пассажиры падали в обморок. Во время особого ажиотажа Свердловская пригородная компания добавляла к составам дополнительные вагоны. Недавно в Миндортрансе пообещали, что зимой запустят третью пару рельсовых автобусов, а в следующем году, возможно, добавят к составам вагоны.