С маршрута № 16, который в Магнитогорске запустили в августе, убрали часть автобусов. Как объяснили в администрации города, у нового транспорта обнаружили дефекты, а поставщик устранять недочеты не стал. Вторая сторона категорически с этим заявлением не согласна.
В администрации города рассказали, что дефекты заметили во время эксплуатации нового транспорта.
— Из-за этого часть автобусов была снята с маршрута и простаивает в гараже. Причина тому — бездействие недобросовестного подрядчика, поставившего в город транспортные средства с низким качеством отдельных комплектующих, и не выполняющего гарантийные обязательства, — прокомментировали в мэрии. — Кроме того, подрядчиком был нарушен срок поставки транспортных средств, указанный в договоре.
От поставщика потребовали исправить недостатки, но тот не отреагировал, утверждают власти.
— В связи с этим в адрес поставщика направлена претензия о выплате штрафа в размере 910 тысяч рублей за ненадлежащее исполнение гарантийных обязательств. В случае необходимости администрация Магнитогорска будет вынуждена обратиться в суд об обязании устранить выявленные дефекты, — добавили власти.
Автобусы в город пригнала компания, которая уже поставляла подобный транспорт в Челябинскую, Иркутскую области и на Камчатку, — ООО «МАЗ Центр Челябинск». Директор центра Дмитрий Захаров ответил нам, что претензию от магнитогорской мэрии еще не получал. По его словам, в момент передачи городу автобусов они были полностью исправными, их приемке предшествовали долгий процесс урегулирования всех вопросов и обкатка в присутствии сотрудников «МАЗ Центр».
— У нас была как военная приемка, спецприемка. Вы [принимающая сторона] же под днище залезали! Вы сами ездили, сами садили за них [за руль автобусов] водителей. Есть документальные факты, что он не просто катался 2 минуты, а два-три часа ездил по городу (речь об обкатке новых автобусов. — Прим. ред.). Они [мэрия] нам писали список актов, список недочетов, — ответил MGORSK.RU Дмитрий Захаров. — По каждому автобусу было, допустим, 25 недочетов: не работает левый поворотник, сломалось реле, плохо чистят дворники. Они прям каждую мелочь прописывали, у меня все акты есть. Мы каждую мелочь устраняли. И пока мы мелочь не устранили, у нас мэрия автобусы не принимала. На момент передачи автобусов недочетов не было.
По мнению Дмитрия Захарова, не все водители в Магнитогорске имеют опыт вождения современных автобусов, это тоже стало причиной возникновения вопросов со стороны властей к поставщику.
— Это не желтый «Икарус», что ты ключ повернул, сел и поехал. Есть инструкция по эксплуатации, которую никто не открывал. Через месяц мы приезжали на осмотр автобусов. Мы спросили: «Вы инструкцию по эксплуатации открывали?» Они говорят: «Да». Мы открываем пакеты, во всех автобусах это даже не вскрывалось, они туда даже не заглядывали. Просто сели и поехали, — утверждает директор ООО «МАЗ Центр Челябинск». — А как он едет, как он должен ехать, какую нажать кнопку?
К дефектам, озвученным мэрией, относятся сколы стекол, которые возникли уже после ввода транспорта в эксплуатацию, рассказал поставщик.
— Начали происходить такие технические поломки, как скол на перегородке между водителем и пассажиром. Он мог возникнуть ввиду воздействий: кто-то облокотился, кто-то что-то сделал, на кочке подпрыгнул [автобус], — предполагает поставщик. — У нас есть письмо от Магнитогорска. Мы им эти стекла по гарантии меняем. Но стекло едет не быстро, мы его делаем по спецзаказу. Стекло едет из Минска на машине, месяц, наверное, в пути.
Также, по словам Дмитрия Захарова, заказчик недоволен разным расходом газа в новых автобусах и требует от него регламент, в котором были бы прописаны соответствующие нормативы.
— На каком-то автобусе газ расходуется на 20% быстрее, на каком-то на 20% медленнее. Газ — это как дизель в машине. Какой-то водитель едет и выжимает педаль на полную катушку. Какой-то ездит медленно, аккуратно, — продолжил Дмитрий Захаров. — Из-за этого расход у автобусов разный, нет регламента. Им непонятно, как списывать газ. Наша задача была поставить автобусы. Как вы будете списывать газ? Узнавайте нормы в Челябинске. Челябинск три года ездит на газовых автобусах. Созванивайтесь с Челябинском.
На обслуживание новых автобусов действительно действует гарантия, подтвердил Дмитрий Захаров, но не во всех случаях она актуальна.
— По договору, мы должны производить обслуживание техники на месте. Мы не против. У нас в Челябинске три выездных машины. Вы оплачиваете нам километраж, мы по заявке выезжаем и проводим ТО, — объясняет поставщик. — Они говорят: «Нет. Вы нам должны всё сделать бесплатно». Нет. У нас с вами по договору бесплатная только гарантия. Если машина сломалась по гарантии. А для того, чтобы выявить причину, вы должны провести анализ, что сломалось. Для этого должны деньги заплатить. Деньги не платите, тогда должны автобус пригнать самостоятельно.
Всю партию автобусов в город привезли не 1 августа, а 14-го. По словам Дмитрия Захарова, сроки поставки автобусов были максимально сжатыми и возможными в текущих реалиях. Все шероховатости в коммуникации между мэрией Магнитогорска и «МАЗ Центр Челябинск» решаемы, считает он.
— [У автоцентра] есть опыт поставки автобусов в соседний регион — город Златоуст! Мэр Златоуста доволен, — заключил Дмитрий Захаров. — Там [в Златоусте] возникают всякого рода вопросы, в том числе и технического плана, и они решаются!
О планируемой закупке больших автобусов мы писали в марте. Аукцион был объявлен на фоне непрекращающихся жалоб жителей на работу общественного транспорта. Магнитогорцы недовольны сбоями в графике трамваев и маршрутных такси и давно требуют вернуть в город большие автобусы, которых нет уже много лет. Власти ранее называли это нецелесообразным. Но после прямой линии с губернатором Алексеем Текслером, на которой было заявлено, что после восьми вечера в Магнитогорске невозможно уехать на общественном транспорте, мэр Сергей Бердников пообещал вернуть автобусы большой вместимости.