Начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников в четверг, 6 апреля, признал, что 16% ДТП в нашей стране совершают пьяные водители. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин объяснил, почему борьба с пьянством за рулем в России не приносит результаты. Приводим его мнение от первого лица.
В 2022 году количество привлеченных к ответственности за пьяную езду снизилось всего на 2,4%, количество отказавшихся от медосвидетельствования — на 2,9%. Более значительно снизилось количество аварий, в которых участниками были водители в состоянии алкогольного опьянения — на 8,2%. Смертность в таких ДТП снизилась на 7,9%, оставшись, тем не менее, неприемлемо высокой: погибло 3560 человек.
Достоверных цифр реального уровня пьянства за рулем нет: к сожалению, коррупционные практики на дороге сохраняются, уход от ответственности возможен даже для водителей в состоянии опьянения.
В рамках недавнего исследования Национальный автомобильный союз спросил водителей: «Сталкивались ли вы за последний год с нетрезвыми водителями за рулем?»
21% респондентов сталкивался с нетрезвыми водителями за рулем за последний год, 78% не сталкивались, 1% затруднился ответить. При этом самая тяжелая ситуация — в Сибирском федеральном округе, где с пьяными водителями сталкивались 35% респондентов. 24% — в Южном и Дальневосточном, 21% в Приволжском, 20% — в Центральном и 19% — в Уральских федеральных округах сталкивались с пьяными водителями. Самая благоприятная ситуация — в Северо-Кавказском федеральном округе, где только 6% респондентов сталкивались с пьяными водителями.
Чаще всего — 32% респондентов — сталкиваются с пьяными водителями в возрасте 18 — 25 лет, реже всего — в возрасте 46 — 60 лет, 18% респондентов. 24% женщин подтвердили, что сталкивались с пьянством за рулем, что больше, чем 21% мужчин.
НАС поддерживает ужесточение наказания для водителей, которые в состоянии опьянения сели за руль. Однако необходимо обеспечить прекращение злоупотреблений со стороны сотрудников ГИБДД (неисполнение требований профильного Постановления Правительства, использование собственных алкотестеров и так далее), совершенствовать процедуру первичного выявления пьяных водителей с набором объективных критериев.
Корень проблемы — в коррупции в рядах полиции. Если от ответственности за вождение в нетрезвом виде уйти будет нельзя, то количество аварий, погибших и пострадавших резко снизится.
В рамках того же исследования мы спросили водителей: «Сталкивались ли вы за последние 2 — 3 года с проявлениями коррупции на дорогах?»
17% российских водителей сталкивались с проявлениями коррупции на дорогах за последние 2 — 3 года, 81% — не сталкивались, 2% затруднились ответить.
Чаще среднего с коррупцией сталкивались в Южном, Центральном и Северо-Кавказском округах, так ответило 18 — 25% респондентов. Реже всего с коррупцией сталкивались на Дальнем Востоке и Урале — в 11 — 12% случаев. При этом молодые водители до 25 лет почти в два раза чаще сталкивались с коррупцией, чем самые возрастные — 27% против 14%.
Согласны с автором?