В Челябинске выросли цены на поездки в «Яндекс.Такси» — подорожали тариф «Эконом», платное ожидание и межгород. В пресс-службе агрегатора подтвердили 74.RU информацию об апрельском повышении цен в большинстве городов России, включая Челябинск. Но назвали это изменением структуры тарифов. Между тем с 15 апреля уходит с рынка крупный игрок «Ситимобил». Мы спросили у агрегаторов и экспертов, что происходит на рынке такси, как на нем отразится резкий рост цен на автомобили и запчасти, а также ждать ли возврата «бомбил» на городские дороги?
Пассажиры ворчат, водители возмущаются
Челябинцы заметили увеличение расходов на такси. О повышении тарифов сообщили и сами водители. По их словам, с 8 апреля подача машины по тарифу «Эконом» выросла с 69 до 70 рублей (в стоимость включены расстояние в 2 километра и 7 минут). Платное ожидание обойдется в 6 рублей за минуту (ранее — не более 4 рублей).
— Ездила в выходные по городу. Вроде бы немного накинули, — рассказала наша читательница Ирина. — Таксист тоже сказал, что цены немного подросли.
Стоит отметить, что последнее повышение больше всего возмутило водителей, а не пассажиров.
— Один рубль с каждого заказа плюсом! Это ведь за вычетом комиссии будет аж 32 рубля сверху за сутки. Заживем! Новые машины купим! — иронизирует Вадим в группе «Подслушано у таксистов Челябинска» во «ВКонтакте».
В пресс-службе «Яндекс.Такси» подтвердили 74.RU, что в большинстве городов России изменится структура тарифов.
— Вместе с нашими партнерами-таксопарками приняли решение изменить тарифы в городах России таким образом, чтобы, с одной стороны, улучшить экономику поездок и частично компенсировать рост цен на обслуживание автомобилей и их содержание, а с другой — по-прежнему остаться сервисом, который доступен максимально большой аудитории, — объяснили в пресс-службе «Яндекс.Такси». — Резкое изменение тарифов может привести к тому, что спрос на поездки упадет. Заказов станет меньше, соответственно, уменьшится заработок водителей.
В такси изменения произойдут в течение апреля. В одних городах повысится стоимость подачи машины, а в других — вырастет стоимость километра и минуты. Изменения коснутся всех тарифов с учетом локальной специфики каждого конкретного города, добавили представители «Яндекс.Такси». Действительно, в Екатеринбурге тариф «Эконом» вырос с 79 до 85 рублей, платное ожидание, как и в Челябинске, подорожало на два рубля за минуту.
«Яндекс.Такси» развивает бизнес в нескольких направлениях — онлайн-заказ такси, каршеринг, фудтех и логистика. Компания управляет супераппом под брендом «Яндекс Go» (ранее — сервис «Яндекс.Такси»), а также сервисами «Яндекc.Драйв», Uber Russia, Yango, «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка», Ultima и логистическими вертикалями по экспресс-доставке продуктов, отправке посылок и перевозке грузов.
Цены подскочили на всё
Таксопарки находятся в очень непростой ситуации, отметил один из представителей этого бизнеса.
— С одной стороны, значительно выросли цены на сами автомобили, на запчасти, колеса, масла и расходные материалы. Даже ОСАГО для такси подорожало с начала года на 30%. С другой стороны, водители подолгу простаивают без заказов — заработок падает. В таких условиях тарифы на такси не могут быть прежними, — заявил представитель группы компаний «Ё-такси» Ростислав Пыльцов.
Обновление тарифов поможет таксопаркам и логистическим партнерам сбалансировать экономику поездок и заказов, надеются в «Яндекс.Такси».
В такси «Максим» сообщили, что корректировка базовых тарифов возможна в ближайшее время.
«С введением санкций цены на автомобили и комплектующие значительно выросли»
— Увеличиваются проценты по лизинговым платежам для таксопарков, становится выше плата для водителей за аренду автомобилей. При этом платежеспособность пассажиров снижается. Всё это негативно влияет на рентабельность перевозок, — отметили в отделе по связям с общественностью сервиса «Максим». — Специалисты сервиса ежедневно анализируют баланс спроса и предложения. Мы постараемся сохранить услуги такси доступными.
В Общественном совете по развитию такси еще в конце прошлого года прогнозировали, что стоимость услуг такси будет увеличиваться.
— Тогда предпосылкой был рост цен на ОСАГО на 30%. Сейчас это уже ряд экономических показателей — таких, как увеличение лизинговых платежей у таксопарков на 9–20%, значительный рост стоимости запчастей, расходных материалов и обслуживания автомобилей, — рассказала председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Бизнес такси в складывающихся условиях экономического давления вынужден перенастраивать свои алгоритмы, чтобы избежать банкротства, добавила Ирина Зарипова.
Чего ждать дальше
Но самым серьезным ударом по рынку пассажирских перевозок может стать уход с рынка такого заметного игрока, как «Ситимобил», указали эксперты. 15 апреля агрегатор такси прекратит работу.
— Акционеры сервиса городской мобильности «Ситимобил» приняли решение о прекращении деятельности компании. Это не ребрендинг и не переход в другое юридическое лицо, — сообщили в компании «Ситимобил». — С 15 апреля нельзя будет принять и выполнить пассажирский заказ. Но приложение будет работать, и водители успеют решить финансовые вопросы: вывести средства со своего баланса и воспользоваться топливными баллами.
Еще раньше, в феврале этого года, об уходе с российского рынка объявил китайский сервис заказа такси Didi. Правда, до Челябинска он так и не доехал, несмотря на множество громких анонсов.
Эксперты 74.RU ранее прогнозировали консолидацию рынка и значительный отрыв одного игрока от других на российском рынке такси. Сейчас это подтолкнет к тому, что, по мнению экономистов, рынок таксомоторных услуг в стране сократится.
«Автомобили будут эксплуатироваться по максимуму, а водители — перерабатывать, стремясь заработать больше»
— Цены на эти услуги могут вырасти, что оттолкнет пассажиров от использования такси. Кроме того, изменения для перевозчиков могут привести к тому, что оттуда начнут уходить водители, что лишь обострит проблему. Компании будут стремиться экономить на всем, включая зарплаты сотрудников. Всё это может привести к росту числа аварий с такси, увеличению числа конфликтов между водителями и пассажирами, — дал нерадостный прогноз ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Впрочем, в Общественном совете по развитию такси считают, что уход «Ситимобила» не будет чувствительным.
— Рынок такси гибкий, а также довольно сегментирован. По нашим данным, в сфере таксомоторных перевозок помимо известных федеральных агрегаторов работают еще сотни малоизвестных региональных служб заказа такси. Считаем, что после ухода «Ситимобил» баланс спроса и предложения стабилизируется в короткие сроки, — оптимистично настроена председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Так или иначе рынок такси будет приспосабливаться к новым условиям.
— Часть пассажиров, вероятно, уйдет на общественный транспорт. Другая часть будет решать вопрос своих перемещений иначе — каршеринг, совместные поездки, другие виды транспорта, — добавил Дмитрий Баранов.
По оценкам BusinesStat, за 2016–2019 годы объем рынка такси в России увеличился в 1,8 раза, а количество поездок достигло 2,7 миллиарда в год. Резкий рост пришелся на 2016–2017 годы, когда рынок такси активно захватывали крупные агрегаторы. Развитие мобильных приложений для водителей и клиентов такси привело к снижению времени ожидания, простоя и холостого пробега машины, стоимости поездки. Такси действительно стало более удобным и доступным для россиян.
Но в нынешних условиях есть угроза, что, как в давние времена, люди начнут «голосовать» на дорогах и ехать на любом автомобиле, водитель которого согласится их довезти до места назначения за оговоренную сумму. В разных масштабах, но ожидается рост «серого» рынка такси, заключил эксперт.
Довольны ли вы такси в Челябинске?
Как развивалось такси в Челябинске
Серьезная конкуренция в такси началась в 2016 году — на рынок Челябинска пришла большая тройка мобильных агрегаторов услуг такси — Gett, Uber и «Яндекс.Такси». Тогда аналитики оценивали оборот рынка такси в нашем городе в четыре миллиарда рублей в год. Последним серьезным потрясением рынка стал приход в областной центр агрегатора такси «Ситимобил» в прошлом году.
В декабре 2019-го челябинские таксисты анонсировали массовую трехдневную забастовку, но дальше слов не пошло. Лишь единицы поддержали эту акцию.
В апреле 2020 года челябинские таксисты, работающие с агрегаторами «Яндекс.Такси» и «Ситимобил», протестовали против резко упавших доходов во время пандемии коронавируса. Около 150–200 машин собрались на парковке. Позже представители агрегаторов прокомментировали акцию.
В июне 2020 года о заходе в Челябинск заявили в сервисе X-car, который называют «такси для таксистов».
В августе того же года заговорили о заходе крупного китайского агрегатора такси DiDi в Челябинск. Сервис, который «придушил» всех конкурентов в Поднебесной, объявил набор водителей.
В феврале прошлого года «Яндекс.Такси» купил call-центр и бизнес по заказу грузоперевозок группы компаний «Везёт» (бывший «Лидер». — Прим. ред.). Сделку оценили в 178 миллионов долларов.
Челябинские таксисты рассказали, какие пассажиры их раздражают. А ранее мы составили классификацию неприятных типов таксистов, основанную на жалобах пассажиров.