В Москве запретили строить квартиры площадью меньше 28 квадратных метров. Доля крохотного жилья в столице достигла 28%, Челябинск по этому показателю несильно отстает — 20,3%*. Ждать ли нам тоже отказа от каморок и как в этом случае изменятся цены на недвижимость — мы попросили оценить участников рынка. Мнения экспертов разошлись.
«Мы же не в центре Парижа»
В Челябинске самые маленькие квартиры расположены довольно далеко от центра. В 2020 году антирейтинг возглавили сразу несколько ЖК, продававших жилье площадью 15 квадратов. С тех пор, по словам экспертов, мало что изменилось. Мнения игроков рынка о перенасыщенности Челябинска крохотными студиями разделились. Зато отношение к такому жилью у всех скорее негативное.
— Относительно общего объема маленьких квартир у нас много, — считает риелтор Максим Дворецков. — Это благо, что такие квартиры в целом есть. Но одновременно это и зло, потому что некоторые застройщики только их и штампуют. Иными словами, такое жилье должно быть, но без перебора.
Директор агентства недвижимости «Самолет плюс» в Челябинске Игорь Чернядьев скромнее в оценке:
— Я думаю, в Челябинске таких квартир не много. Но в Москве приняли правильное решение. Во многих странах так сделано. В Турции, например, нет квартир меньше 50 квадратов. Но 50 — это для России многовато, однако первый шаг у нас сделан.
По мнению Игоря Чернядьева, в строительстве студий меньше 28 квадратных метров мало хорошего:
— Дом, где есть такие квартиры, перенасыщен собственниками, он тяжело управляется. Также там большая нагрузка на инфраструктуру, на лифты. Слышимость высокая, все стены — общие, ты не включишь громко музыку, потому что слева и справа — спальни. В общем, все минусы общежития. Еще там строительные особенности — надо же в каждую квартиру провести воду, канализацию. Это более высокая нагрузка на коммуникации.
Директор челябинского «Самолет плюс» признал, что мини-квартиры — доступный вариант для тех, кто хочет купить хоть какое-то жилье. Однако вряд ли это можно назвать хорошей тенденцией.
— Если таким путем идти, то можно вообще дойти до вертикальных квартир, где чуть ли не стоя спать нужно. Кстати, есть же в Париже и Вене 6-метровые квартиры. Но они там в центре города, где очень-очень дорогая земля. Но у нас-то другая ситуация, мы же не в центре Парижа. У нас много территорий, где нужно строить, — считает Игорь Чернядьев.
«Подъем цен точно будет»
Максим Дворецков отметил, что Челябинская область через пару лет может попытаться перенять опыт Москвы. Однако полный запрет на строительство вряд ли будет, намного вероятнее — ограничение в возможном количестве микроквартир.
— Мне кажется, это логично. В таком случае мы уйдем в сторону маленьких инвестиционных квартир, которые не используют для жизни, — считает он.
В этом случае, а тем более если введут полный запрет на строительство, стоимость крохотных студий взлетит, уверен риелтор.
— Подъем цен точно будет. В интервале от 7 до 20 процентов — легко, — предрекает Максим Дворецков. — Это произойдет, потому что такие квартиры станут в дефиците. Когда у нас что-то заканчивается, это нужно быстренько купить. А когда надо быстренько купить, но желающих много, то цена растет.
У Игоря Чернядьева другой взгляд на повторение московского запрета в Челябинске:
— Я не думаю, что от местных депутатов будет такая инициатива и закон примут. Пока это вряд ли возможно.
Однако, даже если бы закон приняли, он бы не пошатнул местный рынок недвижимости, считает Игорь Чернядьев:
— Квартир меньше 28 квадратов у нас не так много, да они и не пользуются большим спросом. Город насыщен этими квартирами. Это вот сказалось бы лет 10 назад, когда начинали в «Академе» строить такие студии. А с тех пор город ими наполнился. Поэтому и цены на них не взлетят — спроса нет, а рынок насыщен.
Как будут выкручиваться застройщики
Эксперты считают, что на все подобные запреты нужно смотреть с холодной головой. На примере нового московского закона первое, что приходит в голову, — никто не запрещает застройщикам делать квартиры площадью не 28, а 28,5 кв. м.
— Скорее всего, застройщики так и выкрутятся. Это наша хитрость, особенность менталитета. Построят квартиру чуть-чуть побольше, возведут перегородку и назовут ее однокомнатной, — не сомневается Максим Дворецков.
Похожее мнение высказал Игорь Чернядьев:
— Так и будут делать. Если по закону нельзя будет меньше 28 квадратов, они будут делать 28,1. Но это длительный процесс. Даже в Москве такие квартиры появятся через полтора-два года, не раньше. Их же спроектировать надо. А если у какого-то застройщика сейчас есть проект на 27-метровую квартиру, то проект надо менять.
При этом, по мнению Чернядьева, застройщики не будут строить квартиру 40–50 квадратных метров, ставить там, условно, три санузла, делить квартиру на три лота и продавать долями.
— Канализация идет вертикально по стояку. Если вы хотите провести ее в соседнюю комнату, вам надо насос ставить, чтобы он закидывал все содержимое в стояк. Сложно это делать, — объясняет он.
Максим Дворецков однако допускает, что до таких решений может дойти.
— Застройщик может сделать три санузла, но сам вряд ли будет делить квартиру на доли. Зато он таким образом может подумать о покупателях, которые будут эти комнаты сдавать в посуточную аренду. Им будет это интересно. Тут, конечно, возникает вопрос планировки, но в некоторых ЖК застройщики смогут предусмотреть такой вариант, — заключил риелтор.
* Статистика по данным агентства недвижимости «Этажи».
Как вы относитесь к крохотным квартирам?
Не верите, что кто-то может жить в квартирах площадью до 16 метров? Прочитайте наш репортаж из челябинских студий размером с «микроволновку».