— Давно сюда хожу, еще с открытия: здесь намного дешевле, чем в других местах, — говорит женщина на крыльце «Светофора».
Магазин располагается в центре Челябинска — неподалеку от «Зеленого рынка» и цирка, хотя это скорее исключение, чем правило для дискаунтеров. В основном такие торговые точки находятся на окраинах или в промзонах, там, где дешевле аренда, а значит, меньше наценка. Проходим внутрь, особого ремонта нет: бетонный пол, тусклое освещение, узкие длинные ряды, где даже двоим посетителям с тележками порой не разойтись. Коробками заставлено всё от пола до потолка — сказывается экономия на складах. Сами товары лежат на палетах, здесь нет никакой аккуратной «магнитовской» выкладки. Ценники распечатаны на обычных листах и приклеены на скорую руку — мятые и кривые. Вместо холодильников в конце магазина — отдел с резиновыми жалюзи и кондиционерами, внутри — рыба, мясо, колбаса и сыры. Покупатели идут постоянным потоком, без перерывов.
Жесткие дискаунтеры — магазины самообслуживания с максимально простым оформлением торгового зала. Главное преимущество — низкие, на 10–20% ниже среднерыночных, цены. По сути, это магазины-склады — помещения, оборудованное рядами стеллажей, где торговля ведется преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры, коробки), их площадь — от 650 м2. Товарооборачиваемость очень высока, а эксплуатационные расходы сведены к минимуму: нет необходимости в комплектовочных и экспедиционных помещениях, дорогостоящем подъемно-транспортном и погрузочно-разгрузочном оборудовании, штате кладовщиков, складских работников, грузчиков. Ритейлеры между собой называют такие магазины «нищемаркетами». В Челябинске к ним относят красноярские сети «Светофор»-«Маяк» (23 магазина), а также екатеринбургский «Доброцен» (9 филиалов).
«Здесь намного дешевле»
Первое, что встречаем при входе, — пустые палеты. Спрашиваем: «Наверное, здесь был сахар?», но нет.
— Сахара у нас в принципе не было и нет, — говорит администратор. — Здесь лежал стиральный порошок: только выложили — уже всё пусто. В последнее время сметают всё подряд. Те, кто раньше брал по одной упаковке, теперь берут по две. Это бросается в глаза: люди опасаются, что следующая партия придет уже с подорожанием.
И действительно, многие заглядывают в такие супермаркеты ради бытовой химии, подтверждает покупательница.
— Например, я покупаю стиральный порошок шесть килограммов: обычно он стоит 700 рублей, а здесь за 200 с лишним можно взять. Ополаскиватель пять литров — он стоит 200 рублей, — делится выгодными находками Ольга. — Обычно возьмешь химию и продукты на неделю, по итогу — меньше 1000 рублей выходит.
Даже в обеденное время в будний день покупателей довольно много. Большинство здесь — постоянные клиенты, ходят по рядам, не мешкая, и наметанным глазом выбирают нужные позиции, потом — на кассу. Есть те, кто попал сюда первые — в основном молодые пары. Они внимательно изучают товар, прицениваются и проверяют — не подделки ли? Берут понемногу и с долей недоверия.
— Нам просто по пути было, пока только мороженки взяли. Дешевле тут или нет, пока не поняли, — признаются парень с девушкой.
«Есть товар невозможного качества»
Одни магазины выглядят чуть чище и светлее, другие — чуть хуже. «Маяк» в ТК «Набережный», что неподалеку от «Светофора», кажется немного презентабельнее собрата. Хотя везде упор сделан на большие пачки: печенье в огромных коробках, макароны в пятикилограммовых пакетах, подсолнечное масло в пятилитровых бадьях. Ремонт в зале свежее, внутри больше света и ряды просторнее. Возможно, это заслуга предшественника — SPAR, который еще недавно находился там.
Опытные покупатели советуют: сметать всё с полок — не лучшая идея, надо подходить к выбору с умом — изучать состав и сроки годности, а еще обращать внимание на внешний вид.
— Здесь всё же подешевле, чем в обычных супермаркетах, поэтому сюда и ходим, — признается женщина, выбирая замороженную рыбу. — Жизнь заставляет сюда ходить, сами понимаете. Но всё подряд здесь не беру, потому что есть качественный товар, а есть — невозможного качества. Мы рыбу часто здесь покупаем, я стараюсь все цены запоминать и сравнивать. Муку, томатную пасту, консервы, творожные сыры точно можно брать здесь, но, бывает, что в обычном магазине цена ниже, чем здесь.
Многие челябинцы рассказывают, что активно пользовались скидками в магазинах у дома, но с недавних пор некоторые акции отменили. Экономия в «нищемаркетах» по сравнению со стандартными супермаркетами в среднем составляет 30–40%, подсчитывают завсегдатаи, поэтому стараются делать основные покупки именно здесь.
— Каждое 14-е число месяца давали 15% скидку от ценников на полках. Сейчас этих акций нет, скидки отменили. Экономия в принципе всегда нужна, а сейчас — особенно. На данный момент прожить на пенсию тяжеловато, рост цен идет большой, поэтому сюда и хожу, — поделился пенсионер Владимир.
Одни посетители выходят с полными пакетами — закупаются на неделю-две, другие сводят покупки к минимуму: берут пару товаров — и сразу на кассу.
— Стыдно сказать, но мы с подругой водочку купили. В мире такое творится, стресс надо как-то снимать, — рассказывают две женщины, выходя из магазина. — Сейчас придем домой и снимем.
Что происходит в магазинах
Недавно в Челябинске открылись магазины сети «ВкусВилл», где сделан акцент на продуктах для правильного питания, мы изучили ассортимент товаров.
Кроме того, мы следим за тем, как меняются цены на продукты: корреспондент 74.RU регулярно ходит в магазин у дома.
Но если стоимость хлеба, яиц и молока еще как-то удается контролировать, то другие товары, сильно зависимые от санкций, резко подорожали. Взлетели цены на средства для стирки и бытовую химию, корма для домашних животных, офисную бумагу. Эксперты считают, что российские покупатели вообще рискуют остаться без акций и спецпредложений. Подробнее об этом — в нашем материале.