Еще в октябре прошлого года в международный День психического здоровья в Магнитогорске был объявлен конкурс детских рисунков, сочинений и лозунгов на тему «Мое здоровье – мое счастье». Завершился он выставкой, приуроченной ко Всемирному Дню здоровья. В этот же день состоялась конференция, основной темой которой стала депрессия как один из самых распространенных видов психического заболевания. Психолог Елена Белова уже много лет занимается этой темой, и сегодня одно из ее главных желаний – донести до каждого магнитогорца мысль о необходимости беречь не только физическое, но и психическое здоровье, в том числе и у детей.
Что показали детские рисунки на выставке? Почему современное общество вынуждено обратиться к теме депрессий у детей? Сколько среди нас психически здоровых людей? Сразу после подведения итогов выставки у нас в гостях Елена Валерьевна Белова.
– Елена Валерьевна, как прошла детская выставка, посвященная Дню здоровья?
– Выставка прошла очень успешно. Все рисунки, которые принесли нам представители школ города, были вывешены в фойе Центра профилактики здоровья. Нам очень понравился отклик зрителей, которые увидели, что дети неравнодушны к данной теме. Объявляя конкурс, мы ставили перед собой две задачи: держать магнитогорцев в курсе своих исследований и еще раз поднять важность темы сохранения психического здоровья у современных школьников, чтобы объединить наши усилия в данном деле. При этом мы не стремились как-то оценить присланные работы. Мы хотели услышать ответ на вопрос: что вы думаете по этому поводу? Мы старались донести и до зрителей, и до участников мысль, что многое в жизни человека зависит именно от того, насколько полноценно его психическое здоровье.
Не зря сегодня все чаще звучит фраза «главное в здоровье – это личность». Вы наверняка были свидетелем того, что совершенно одинаковые ситуации два человека воспринимают по-разному: не имея ног, один прекрасно танцует брейк, а другой полностью ограничивает себя в самореализации. Личность – это и есть психика, тот смысл, который она вкладывает в свою собственную жизнь. Вспомните Ренуара, который, страдая от тяжелейшего артрита, привязывал кисть к руке, чтобы писать картины. В результате за десять лет болезни он написал свои лучшие произведения.
– О чем думают сегодня наши школьники?
– Чаще всего звучала мысль, что психическое здоровье – это полный покой и расслабленность. В таком видении много пассивного восприятия здоровья, что, скорее всего, связано с психическим истощением.
В то же время психическое состояние всего нашего общества стало усугубляться, когда у нас наступил переизбыток именно пассивных видов деятельности, основные из которых – просмотр телевидения и общение через социальные сети. Если проследить всю историю цивилизации, то можно увидеть: как только человек отложил дубинку и начал совершенствовать свои предметы быта, он начал переходить к более пассивному и от этого к более стрессовому психическому состоянию. Малоподвижный образ жизни не позволяет человеку реагировать на многие чувства. А ведь стрессов в жизни современного человека становится все больше, и в то же время общество диктует человеку быть сдержанным, все успевающим. Как в таких условиях тело может избавляться от излишней напряженности? В результате страдает психика, растет количество депрессивных и тревожных состояний, что мы и наблюдаем в последние годы во всем мире .
– Почему депрессия считается эпидемией 21 века, разве это болезнь?
– Согласно международной классификации болезней последнего пересмотра, депрессия характеризуется серьезными клиническими критериями, существенно нарушает продуктивность человека и ставит его перед необходимостью планомерного лечения. Особенно если это уже умеренная депрессия. Потому это болезнь, причем достаточно серьезная, хотя и не относящаяся к психотическим. Наш малоподвижный образ жизни и стрессовая информационная нагрузка создают своеобразный эффект амортизационной подушки, где в роли подушки оказывается человек. Он зажат между стрессом вовне и стрессом внутри. И эта сжатая пружина может в любой момент выстрелить, дав реакцию либо психосоматического заболевания, либо депрессии. Поэтому так важно для современного общества находить здоровьесберегающие технологии – то, что поможет расширить возможности этой «амортизационной подушки».
– Как эта проблема касается детей?
– Напрямую. Депрессивные состояния сегодня очень сильно помолодели, и для детей стали актуальными нетипичные для них заболевания – сосудистые кризы, которые всегда были характерны для пожилого возраста. То же относится и к депрессивным состояниям по степени их тяжести. Сегодня мы вынуждены поднимать вопрос даже о детских суицидах, хотя еще несколько лет назад такой проблемы у нас не было, и ее, по идее, не должно быть вообще. Обычно депрессии у детей проявляются поведенческими нарушениями, а сейчас это заболевание все чаще протекает по взрослому типу – и с эмоциональными нарушениями, и с потерей смысла жизни.
Согласно статистическим данным, образ жизни у детей становится все более малоподвижным, следовательно, их психика страдает все сильнее и сильнее. И школьники, рисуя на тему здоровья, всякий раз неосознанно подчеркивают ее важность конкретно для себя. А так как дети – это то, что взрастает сегодня и через несколько лет станет психическим здоровьем нашей нации, очень важно позаботиться о о нем уже сейчас. И у нас есть для этого необходимые методы.
– Но ведь нас убеждают, что дети легко приспосабливаются к ускоренному темпу жизни, откуда тогда возникла эта проблема?
– Откуда бы она ни пришла, факт остается фактом. И проблема проявляется все ярче и ярче. Да, скорость восприятия информации у детей, безусловно, выше. Однако это увеличивает продуктивность ребенка – но не адаптацию, и даже идет именно за счет его адаптационных ресурсов.
Одно время я работала с одаренными детьми и видела, что они прекрасно справляются с учебной и дополнительной нагрузкой. Но школьники делали это на пределе психического здоровья. Они не успевали общаться, и их уровень тревоги многократно повышался из-за невозможности выплеснуть скапливающиеся эмоции.
– Какие дети наиболее подвержены депрессивным заболеваниям?
– Прежде всего те, у которых ограничены социальные каналы отреагирования: у них мал круг общения, они эмоционально отвержены в школе и в семье. Ведь самое лучшее, что помогает нам справляться с трудной ситуацией, – это понимание окружающих людей. А если его нет? Со всеми остальными ситуациями ребенку легче справиться, а к отсутствию понимания окружающих у него нет способов адаптироваться.
– Может ли школьный психолог распознать депрессию у ребенка?
– Да, конечно. И учителя, которые непосредственно взаимодействуют с ребенком, ему в этом помогут. Депрессия у школьников может протекать по разным типам. Меланхолическая проходит с ярко сниженным настроением. Ребенок закрывается от сверстников, становится раздражительным, резко меняет свой образ жизни, его интересы сужаются. Тревожная депрессия проходит под большим количеством страхов, с частой психосоматизацией: это часто болеющие дети.
– Девиантное поведение тоже как-то связано с депрессией?
– Безусловно. Один из самых распространенных видов депрессии – деликвентный – происходит как раз с нарушением поведения. Учителя и родители должны это понимать.
– Нет ли здесь опасности перепутать депрессию с характером?
– Есть. Именно поэтому мы часто встречаемся с затягиванием начала лечения, когда родители воспринимают отклоняющееся поведение уже не отдельно, а как одно целое с личностью. Но различить эти две характеристики можно. Для депрессии характерно перемежающееся поведение – то хулиганю, то становлюсь послушным. Если же взрослые затрудняются определить, почему ребенок так себя ведет, им лучше перестраховаться и, обратившись к психологу, к врачу-психотерапевту, понять, какие психологические причины кроются за поведением ребенка.
Я помню мальчика, которого привели ко мне с неадекватно агрессивным поведением, причем сделал это педагог, а не родители, которые в первую очередь должны были обратить на это внимание. В результате мы увидели сильные переживания у ребенка, неустойчивость его эмоциональной системы, и достаточно было нескольких сеансов игротерапии, чтобы он нашел способ адаптироваться и стал послушным. Естественно, параллельно шла работа с родителями.
– Может ли детская депрессия стать хронической?
– Да, может. Прежде всего, из-за неблагоприятной обстановки дома, из-за эмоционального отвержения ребенка взрослыми. Причиной может служить не только их алкоголизация, но и суперуспешность, когда папа и мама так заняты, что не успевают уделять ребенку достаточное количество внимания. И он будет привлекать к себе внимание любым способом: наказание для него в любом случае лучше, чем эмоциональное равнодушие.
Однажды во время исследования сравнивалось воспитание в здоровой семье и в той, где один или оба родителя страдали умственным расстройством. Оказалось, что часто в таких семьях дети чувствуют себя более счастливыми, потому что снижение когнитивной составляющей родителей компенсировалось эмоциональной теплотой с их стороны. И этого было достаточно ребенку для того, чтобы в дальнейшем достичь хорошего социального положения.
– Можно ли, в таком случае, считать преступников людьми, чья детская депрессия перешла в хроническую форму?
– Нет, нельзя. Настоящие преступники – это психопаты. Это более тяжелое, чаще всего врожденное нервно-психическое расстройство, характерной чертой которого являются размытые границы между «можно» и «нельзя». У них этих границ нет вообще.
– Вы говорили о детском суициде. Но детские мысли на эту тему порой звучат в шуточном варианте. Можно ли им верить?
– Очень трудный вопрос в том плане, что порой действительно трудно различить, где шутка, а где настоящий крик о помощи. Часто одно маскируется под другое. Под шуткой может скрываться как бьющийся мотив «помогите мне, я на грани», так и стремление к манипулированию. В любом случае на такие слова необходимо реагировать вполне серьезно.
– В каком возрасте можно говорить о действительных попытках совершить самоубийство?
– Согласно нашей, магнитогорской, статистике, уже с 10-11 лет, когда депрессивное состояние накладывается на бурю гормональных перестроек и может привести к неадекватным действиям.
– Наблюдались ли в Магнитогорске попытки совершения суицида школьниками?
– Да. Именно поэтому мы поднимаем проблему, и одна из недавних конференций была посвящена суицидам у детей. Это нетипично для мировой статистики, но у нас были даже такие ситуации, когда подобные попытки делали по два ребенка за месяц. Естественно, каждый такой случай нами прорабатывается очень тщательно. С уверенностью можно сказать, что они происходят, как правило, на фоне депрессии, когда легкая дезадаптация переходит в умеренную, потом в сильную и, если общество не слышит криков ребенка о помощи, заканчивается тем, что он становится на край пропасти.
– Каковы основные факторы сохранения и укрепления здоровья у школьников?
– Для ребенка важно все: его физическое, социальное и психологическое благополучие. При этом психическое здоровье ребенка состоит из элементарных составляющих. Ему важно, чтобы его выслушали, дали возможность расслабиться – побегать и попрыгать, чтобы его хвалили и чтобы научили хвалить самого себя. И эти правила не сложные, наукообразные, а обыкновенное проявление любви к ребенку.
Ребенок будет тогда чувствовать себя здоровым, когда научится настраиваться на позитив. Это та самая позиция, когда даже в безвыходной ситуации всегда есть как минимум два выхода, и мы их обязательно найдем. Как сказал психотерапевт Ричард Бендлер: «Помните, что депрессия – это не вы. Это нечто такое, во что вы входите, а следовательно, это то, из чего вы можете выйти!»
У ребенка есть помощь окружающих и свои собственные способности. Например, способность хвалить себя, ориентируясь даже на небольшие положительные результаты, умение бережно относиться к себе, быть благодарным за то, что имеешь, попросить помощи, позитивно формулировать свои мысли...
– Существуют ли данные, сколько в Магнитогорске сегодня психически здоровых жителей?
– Таких данных нет. Дело в том, что наукой больше разработано определение «психическая болезнь», чем «психическое здоровье». А сегодня психология склонна рассматривать здоровье не как статическую, а как динамическую структуру. Ведь, согласитесь, нет такого человека, который на любую стрессовую ситуацию реагировал бы совершенно адекватно и был бы спокоен независимо от происходящих вокруг него событий. Поэтому вопрос нужно ставить не о том, здоров этот человек психически или нет, а о том, как он справляется с трудностями и проблемами, которые встречаются на его пути, есть ли у него для этого достаточные адаптационные возможности. Здесь действует закон: чем более высокие цели ставит перед собой человек для своего собственного развития, тем больше его способность преодолевать мелкие трудности и оставаться психически здоровым.
– Каким вы видите здорового школьника?
– Он должен быть адаптирован к окружающей среде, уметь высоко оценивать свое «я». Конечно, необходимо воспитывать высокую степень осознанности, развивать мышление и внутреннюю моральную силу.
Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее гармоничности, уравновешенности, а также таким ее составляющим, как духовность, стремление к истине и приоритет гуманистических ценностей – доброты, справедливости, ориентации на саморазвитие и самообогащение.
– В рисунках это как-то отражается?
– В рисунке отражается все, что ребенок чувствует и думает, поэтому мы часто используем эту технику в психологической практике. И чем больше будем позволять ребенку рисовать, тем больше своих проблем он оставит на бумаге, избавившись от них. А рисунки на тему психического здоровья повышают осознанность и важность данного аспекта в жизни любого человека.