Нынешний год для шахматистов Магнитогорска особенный. 80 лет назад этот вид спорта пришел в город, который тогда только строился. Каких успехов за это время добились магнитогорские шахматисты? Что сегодня мешает развитию шахмат и в городе, и в стране? Об этом и многом в интервью корреспонденту сайта Mgorsk.ru рассказала руководитель шахматного клуба «Белая ладья» Лилия Токарева.
– Лилия Геннадьевна, в 2012 году шахматному движению в Магнитке исполнилось 80 лет. Получается, этот вид спорта в нашем городе стал первым?
– Да. 80 лет назад Магнитогорск еще только строился, и первым видом спорта, соревнования по которому можно было проводить даже в бараках, были шахматы.
– Совсем недавно в каждом магнитогорском дворе можно было увидеть дедушек, играющих в шахматы, а сегодня это большая редкость. Не упал ли интерес к шахматам в нашем городе?
– Нет, он не упал, просто многие дедушки, среди которых есть и шестидесятилетние, и даже восьмидесятилетние шахматисты, сегодня собираются не во дворах, а приходят к нам в клуб: здесь тепло в любое время года.
– До работы в клубе вы не были связаны с шахматами. Как шло привыкание к новой сфере деятельности?
– Поначалу очень трудно. Но касалось это не теории и документации, а тех людей, с которыми мне пришлось взаимодействовать впервые. Они не походили на обычных спортсменов: хоть и были очень интересными в общении, однако большую часть времени находились где-то в себе. Кроме того, именно в те дни, когда я приступила к своим обязанностям, вводилось очень много инноваций, и мне пришлось осваивать их буквально на ходу. Но Л. Одер, руководивший тогда управлением по физической культуре, спорту и туризму, помог мне справиться со всеми переменами.
– Неужели менялись и правила игры в шахматы?
– Нет, конечно. Менялись правила поведения в шахматном клубе. Дело в том, что наш клуб – детское учреждение, однако старшему поколению магнитогорцев тоже необходимо где-то играть, и часто взрослые чувствовали себя главными здесь, требуя для себя отдельных помещений, в то время как все наши кабинеты и игровой зал были заняты под учебный процесс. Помимо юных спортсменов, которые посещают клуб самостоятельно, к нам большими группами приходят дети из продленных групп и детского сада, а по субботам и воскресениям мы уже много лет подряд проводим всевозможные турниры, на которые собирается более 100 человек. И для того, чтобы клуб работал на высоком уровне, требовалось, чтобы и дети, и взрослые чувствовали себя в нем комфортно. Но самые большие сложности касались даже не распределения во времени всех желающих играть в шахматы, а кадрового вопроса: в обучающей системе мало быть сильным, талантливым шахматистом, необходимо также уметь работать с детьми, доносить до них свои знания. Многие прекрасные шахматисты пробовали свои силы в преподавании, но не у всех это получалось.
– Сколько у нас в городе хороших шахматистов?
– Много. Не все, конечно, проявляют себя в соревнованиях, есть и те, кто предпочитают молча прийти в клуб, отыграть свои партии и также тихо уйти. Однако шахматы в Магнитогорске зазвучали благодаря таким именам, как Дмитрий Морозов, Алексей Польщиков, Вячеслав Кулаков. Они добиваются успехов не только на уровне области, но и Уральского федерального округа, и России. У них и рейтинги достаточно высокие. Это взрослые. Есть у нас и совсем юные ребятки, которые тоже показывают хорошие результаты. Кто-то из них играет в группе до восьми лет, кто-то – до 10, и так далее. Например, Эльшан Омаров, Даша Зайцева, Даша Кандрашина – чемпионы города в своих возрастных категориях. Мария Тяжельникова – чемпионка Магнитогорска в возрасте до восьми лет, Лена Немтырева сначала была чемпионкой в возрастной группе до восьми лет, а теперь – до 10. Дети, которые видят в шахматах интерес, начинают стремиться к успеху и добиваются его. Поэтому для нас главное – разбудить в них этот интерес.
– С какого возраста дети начинают серьезно заниматься шахматами?
– Мы реализуем программу обучения детей от шести до 18 лет. Но иногда к нам приводят даже четырехлетних ребятишек. И хотя я считаю, что для шахмат они еще маловаты, у нас есть тренеры, которые практикуют обучение детей с пяти лет. Например, к С. Кандрашевой ребята ходят с большим удовольствием: она все преподает им в игровой форме. Казалось бы, шахматы – это очень серьезный вид спорта, однако в нем тоже можно найти немало интересных методов работы с детьми. Светлана и стихи с ними о шахматах читает и упражнения всевозможные для них придумывает. То просит их показать, как конь прыгает, то как слон ходит…
В нашем клубе педагог должен сначала дать теоретическую часть, потом – практическую, на следующем этапе – закрепить то, что получилось, чтобы показать результат на турнире. Шахматы требуют от спортсмена внимания и терпения, поэтому очень сложно бывает, когда к нам приходит неусидчивый ребенок, а для тренера очень важно, чтобы ученики понимали и принимали его, поэтому к каждому приходится искать индивидуальный подход.
Каждый турнир – испытание для тренера, ведь выигрывают не все, и нужно уметь успокоить рыдающего спортсмена, объяснить ему, что проигрыш – это тоже шаг к победе, и научить родителей работать с детьми именно в этом направлении.
– И родители это понимают?
– В основном да. Однажды пришла ко мне взволнованная мама с вопросом, почему ее ребенка не допустили к соревнованиям на первый юношеский разряд. Я объяснила ей, что причин для такого решения бывает много. Одна из них – ребенок может быть просто не готов психологически. Например, он только недавно перешел от одного тренера к другому, и они еще не привыкли друг к другу. И это само по себе стресс для маленького шахматиста. А так как на первый разряд детки далеко не всегда сдают с первого раза – чаще всего они приходят к этому с третьей и даже с пятой попытки, то лучше тщательно подготовиться к следующему турниру, чем усиливать и без того стрессовое состояние ребенка.
– Что именно привлекает родителей в шахматах? Что хотят они получить в результате такого увлечения своих детей?
– Шахматы – это игра, которая делает из человека личность. Это творчество, которое развивает и логическое мышление, и память, и даже речь.
– Но вы же сами говорите, что многие шахматисты молчат?
– Только во время турниров. А на уроках даже шестилетний ребенок сначала записывает партию, а потом рассказывает о ней своему учителю, который помогает ему отслеживать все причинно-следственные связи, произошедшие на доске во время игры. Что может быть лучше такой подготовки к школе? Шахматы – это всегда сложные логические построения. Наш тренер Ю. Хоменко участвует в конкурсе «Лучший тренер-преподаватель года», и на третьем этапе он давал открытый урок не с шахматистами, а с фигуристами. И несмотря на это, он сумел так быстро найти общий язык с детьми, что дети влюбились в шахматы, что называется, с первой партии. А он давал им лишь самые азы этой игры.
Через шахматы познается мир. Да, бывает, что некоторые детки не могут сразу освоить суть этой игры и уходят, но большинство из них вскоре возвращается.
– Как известно, без побед трудно поддерживать интерес к любому делу. Как часто начинающие шахматисты принимают участие в соревнованиях?
– Несколько раз в год. К традиционным мы относим Кубок дошкольника, Кубок первоклассника и много других соревнований, в которых дети могут себя проявить. Но жизнь в клубе состоит не только из серьезных турниров. У нас проводится много и других мероприятий. В ноябре, например, состоялось «Посвящение в шахматисты» для деток, которые только-только пришли к нам, скоро начнем готовиться к новогодним состязаниям. Ребята постоянно принимают участие в «Шахматном обозрении», в конкурсах на лучший рисунок, в играх «Алло, мы ищем таланты!» и «Поле чудес» на шахматную тематику. Мы даже историю можем изучать по шахматам, о происхождении которых существует много исторических версий. Одни говорят, что они были изобретены в Индии, другие утверждают, что в Китае. Однако и на Руси тоже с давних пор любили игру в шахматы, фигурки для которых наши мастера вырезали из дерева. Одно известно точно – в каждой из этих стран были свои нюансы игры в шахматы, потому что в разных странах и в наше время они по-разному преподаются.
Но больше всего детям нравятся семейные турниры, которые мы приурочиваем к самым разным событиям. Часто ведь бывает, что родители критикуют своих детей за проигрыш, а тут малыши порой выигрывают у родителей. И взрослые, оказавшись в позиции ребенка, начинают осознавать, какая ответственность лежит на нем во время соревнования. А вокруг и бабушки, и дедушки, и мамы – все переживают, волнуются.
Участвуют наши ребята и в крупных турнирах. Тот же Юрий Хоменко – еще очень молодой тренер-преподаватель, а у него уже подрастают такие звездочки, как Никита Богданов, который дважды становился чемпионом области 2012 года по быстрым и классическим шахматам. Благодаря Юрию Анатольевичу о наших ребятах знают и в области, и в России. Он вывозил их даже в Чехию – на международный турнир.
– Ровно год назад в Магнитогорске впервые состоялся финал Кубка России по шахматам. Как он проходил?
– К нам приезжали именитые гроссмейстеры России, и мы имели возможность долгое время с ними общаться. Они давали нашим детям мастер-классы и сеансы одновременной игры. И некоторые наши дети сыграли с ними тогда вничью, кто-то даже и выиграл! Восторг у них был огромный. Конечно, мы допускаем, что опытные спортсмены где-то уступили начинающим шахматистам, но они очень высоко оценили работу наших преподавателей.
– А у нас в городе есть свои гроссмейстеры?
– Нет. Но есть мастер ФИДЕ – Дмитрий Морозов, который может принимать участие в международных соревнованиях, так как у него высокий рейтинг.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы провести в Магнитогорске рейтинговый турнир, чтобы наши шахматисты тоже могли повысить свой уровень для участия в крупных соревнованиях. Также мы стараемся вывозить в другие города и тех детей, которые еще не достигли уровня УрФО или России, но уже имеют вторые или третьи разряды – они должны привыкать к соперникам, знать их уровень развития. И наши ребятки показывают в таких соревнованиях достаточно хорошие результаты.
– Кто из магнитогорцев принимал участие в серьезных соревнованиях?
– Алексей Польщиков, мастер ФИДЕ, чемпион Магнитогорска 2006 года, чемпион Челябинской области 2009 года, серебряный призер чемпионата Уральского федерального округа 2011 года. Играл он на высоком уровне.
– Возможно ли проведение хотя бы детских турниров высокого уровня в Магнитогорске?
– Мы хотели провести в этом году подобный турнир для детей до восьми лет, но областная федерация выбрала в качестве принимающего города Екатеринбург, где организация подобных мероприятий уже хорошо отлажена. Наша основная беда заключается в том, что мы находимся в отдалении ото всех городов, и спортсменам трудно до нас добираться.
– Кто в нашем городе является арбитрами на шахматных турнирах?
– В основном тренерский состав клуба «Белая ладья» – Ю. Хоменко в качестве главного судьи и А. Гулаков. Они имеют судейские категории и в финале Кубка России тоже принимали участие. Им дали высокую оценку и порекомендовали выйти на первую судейскую категорию.
– Бывают ли на шахматных турнирах зрители?
– На финале Кубка России в Магнитогорске зрители ходили по игровому залу, но только по дорожке. Однако даже это может отвлечь участника, а когда кто-то стоит у тебя за спиной, внимание и вовсе рассеивается. Поэтому на детских соревнованиях раньше мы допускали родителей в зал, а в этом году объявили, что на рабочих турнирах делать этого больше не будем. По новым правилам даже если телефон зазвонил у спортсмена, то ему ставят ноль – проигрыш. Это страшнее шпаргалки.
– Сколько у нас в городе шахматных клубов?
– Помимо нашего клуба «Белая ладья», который считается основным, есть клубы у ОАО «ММК» и на улице Московской, работают также тренеры и в общеобразовательных школах.
– Немного.
– Да, хотя одно время стоял вопрос о шахматном всеобуче, и мы уже разрабатывали программу, но перед городом встали кадровый и финансовый вопросы. Сейчас мы сотрудничаем с близлежащими школами и детскими садами, но и для них тренеров не всегда хватает.
– Есть ли у нас в Магнитогорске своя шахматная федерация?
– Да. Ее основная задача – популяризация шахмат в городе и объединение всех магнитогорских шахматистов. Возглавляет ее А. Бегельман. Располагается она в нашем клубе. Мы вместе проводим все турниры.
– Кого вы можете назвать самыми известными шахматистами Магнитогорска?
– Дмитрия Морозова, Алексея Польщикова, Вячеслава Кулакова, Ермека Бекмухаметова, Александра Гришина. Это наша пятерка самых сильных. А среди ветеранов Александр Свиридов, Николай Лапшин, Юрий Угольцев и другие.
– Что необходимо сделать в нашем городе, чтобы у нас появились такие международные гроссмейстеры по шахматам, как П. Понкратов?
– Я думаю, что основную роль в этом играет финансирование: чтобы играть хорошо, необходимо выезжать на серьезные турниры, приглашать людей высокого уровня к нам в город с тем, чтобы они в течение недели или десяти дней давали магнитогорцам мастер-классы, и усилить кадровый состав преподавателей по шахматам. Их можно обучать, например, в МаГУ на кафедре физкультуры.