В канун Дня учителя гостем сайта Mgorsk.ru стала Татьяна Орехова, педагог с более чем 40-летним стажем. По базовому образованию она музыкант, поэтому свою педагогическую деятельность начала в качестве преподавателя музыки в школе №65. Cтав педагогом МаГУ, всерьез увлеклась изучением взаимосвязей между педагогикой и здоровьем, создав предмет «Педагогика здоровья». Сегодня она – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин ГОУ ВПО «МаГУ».Что такое педагогика? Может ли педагог научить человека быть здоровым? Во что верят будущие учителя? Об этом и многом другом – в интервью Татьяны Ореховой сайту Mgorsk.ru.
– Татьяна Федоровна, когда и как вы начали свою педагогическую деятельность?
– Я родилась в семье педагогов: у меня и папа, и мама – учителя, и я продолжила династию. Свою трудовую деятельность я, можно сказать, начала в пятом классе общеобразовательной школы, так как в этом возрасте стала пионервожатой первоклашек.
– То есть вы уже в пятом классе четко осознавали свое предназначение?
– Нет, конечно. Но моей любимой игрой с детства была игра в школу. При этом все вокруг меня были учениками, и я их учила.
– Кому и что вы преподаете сейчас?
– После защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам я перешла с кафедры музыки и эстетического воспитания на кафедру педагогики и методики начального образования. Тогда она находилась в составе одноименного факультета, а ныне называется факультетом педагогического образования и сервисных технологий. Сейчас я преподаю на отделении подготовки учителей начальных классов педагогику здоровья. Это мой предмет, который я читаю на основе своей авторской концепции сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей в рамках современного образовательного процесса. Помимо этого читаю лекции по методам научных исследований и веду практикум по основам научно-исследовательской работы у студентов двух специальностей: учителей начальных классов и на отделении социально-культурного сервиса и туризма, студентам которого также читаю лекции по дисциплинам, связанным со здоровьем. Считаю, что жизнь человека – это сплошной эксперимент и постоянное исследование, поскольку мы никогда не знаем наверняка, к чему приведут нас завтра наши сегодняшние действия.
– Но по теории причинно-следственных связей догадываться-то мы об этом можем.
– Да, можем. Но догадка – это уже гипотеза. А раз есть гипотеза, то необходимо ее исследование. В связи с этим можно сказать, что педагогика – это по сути своей экспериментальная наука. Мы никогда не можем знать наверняка, что получим на выходе.
– Экспериментируем на детях?
– Получается, что в некотором смысле это так. Однако важно, чтобы этот эксперимент был осознанным и направленным на положительный, здоровый результат!
– Но вы ведь не врач и даже не психолог. Как вы можете изучать здоровье с научной точки зрения?
– Я педагог. И как педагог должна изучать его именно с этой точки зрения. Мое авторское видение здоровья как явления полностью абстрагировано от его медицинского понимания, но тесно связано с культурой. Ведь культура – это сугубо человеческое качество, которое возникает, формируется и развивается в процессе общественной жизни человека (включая его образование) в виде результата, которым является становление человека как личности. Именно поэтому здоровье можно в полной мере считать феноменом культуры личности.
– Что такое здоровье с вашей точки зрения?
– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего определиться, что такое человек.
– Как ваши студенты отвечают на этот вопрос?
– По-разному. Например, это чело и век, личность, тело, биоэнергоинформационная система, дух вечности, венец эволюции, биосоциальное существо божественного происхождения со свободой выбора… Однако прежде всего человек – это явление природы. А сущностный признак природы – нерукотворное самовоссоздание. Таким образом, человек как природное существо – это самовоссоздающееся явление.
– И что отсюда следует? Человек сам создает себе тело?
– Мы должны признать, что человек получает свое тело в таком виде, в котором его создала природа. А раз тело человека принадлежит неким силам, которые есть высшие по отношению к человеку, то следует признать, что у тела человека есть в определенной степени своя, то есть независимая от воли и сознания человека, жизнь. В науке она определяется словами «подсознание», «бессознательное» и проявляется, когда сознание человека отключено, например в состояния сна. Это не значит, что человек вообще ничего не может изменить в своем теле. Конечно, может, но не просто так, по желанию, а только прилагая для этого свои, сугубо человеческие, то есть культурные усилия. Это очень важная мысль, которую надо иметь в виду всем, кто хочет жить действительно по-человечески.
Тело дается человеку для жизни, для развития, для того, чтобы стать человеческим телом. И задача моя как существа, «обреченного» на жизнь, – овладеть своим телом, которое дано мне свыше. Для этого человеку дается такой инструмент, который в науке получил название «культура». Вот культура – это феномен, который есть в полном смысле творение человека, создаваемое им по своему замыслу. Человеку от природы дана также психика с ее эмоциональной сферой. Но только разум выводит человека из животного мира в разряд homo sapiens, то есть человека разумного. Значит, именно разум является инструментом культурного развития человека.
– В чем заключается сущностное отличие человека как культурного существа от животных как живых существ, не обладающих сознанием?
– У человека наряду со множеством других есть три сущностные, то есть сугубо человеческие потребности, которые не присущи никаким другим существам. Это потребность в поиске смысла. Человек, который теряет смысл, утрачивает желание жить. Следовательно, человеку важно постоянно находиться в поиске смысла жизни. Не найти его и в нем пребывать, а именно находиться в поиске смысла.
– Как это связано с педагогикой?
– Напрямую. Ведь задача воспитания – научить ребенка с самого раннего детства обнаруживать смыслы в его культурной деятельности, поскольку самое угнетающее и истощающее состояние наступает, когда я не вижу смысла в том, что я делаю. Вторая потребность – это потребность в другом. Не в субъекте другого пола, а просто в другом таком же существе, обладающем теми же культурными навыками, мышлением, речью и умением пользоваться орудиями труда, ибо только среди людей новорожденный человек может стать человеком, то есть приобрести культурные навыки. В-третьих, это потребность в сохранении достоинства, ибо сохранение достоинства – это один из важнейших инстинктов всех живых существ, в том числе человека.
– Не кажется ли вам в связи с этим, что педагогика сегодня потеряла свое главное предназначение – обучение нравственному образу жизни?
– Педагогика как учебный предмет, преподаваемый на педагогических факультетах вузов и средних специальных педагогических заведениях, – это набор знаний об организации системы целенаправленного образовании человека, которые преподаватель вуза передает студентам. И когда студенты станут учителями, они смогут воспользоваться этими знаниями. А вот нравственное воспитание человека осуществляется всеми силами нашего общества. В том числе и школой. Главное предназначение педагога – образование личности растущего человека. Все педагоги – и преподаватели в вузах, и учителя в школах, и воспитатели в детских садах – занимаются одним делом: они формируют образ человека, то есть занимаются его образованием. Другое дело, что воспитание после разрушения Советского Союза практически ушло из сферы образования, потому что отсутствовали нравственные идеалы, у государства не было главной воспитательной идеи. Сейчас этого тоже еще нет. Но в новых федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения разработана духовно-нравственная концепция формирования личности, которая ориентирована на общечеловеческие идеалы и ценности. Сюда входит и культура взаимоотношений, и высшие духовно-нравственные ценности. Новые стандарты хороши, на мой взгляд, и тем, что в них представлена достаточно качественно разработанная программа организации внеурочной деятельности детей, в рамках которой возможна эффективная реализация духовно-нравственного воспитания нашего подрастающего поколения.
В связи с этим, возвращаясь к разговору о трех базисных потребностях человека, надо сказать, что неудовлетворение хотя бы одной из них разрушает здоровье человека, приводя его к различным заболеваниям, повергает человека в алкогольную, табачную, наркотическую яму и даже толкает к суициду. Ребенок рождается творческой личностью, ему необходимо пробовать свой путь развития. И задача взрослых – помочь ему идти человеческим путем.
– Так что же такое здоровье с точки зрения педагогики?
– Чтобы найти нужное мне определение, мне пришлось перечитать огромное количество литературы. Единственное, в чем сходились во мнении авторы этих книг, что здоровье – это безальтернативное понятие. Это значит, что болезнь не является противоположностью здоровью: человек может одновременно иметь болезнь, то есть иметь и патологию или дисфункцию каких-то органов, систем, и определенный объем здоровья. А раз это так, значит, у здоровья есть количественный показатель, что в свое время доказывал Николай Михайлович Амосов – известный отечественный кардиохирург – человек, своей жизнью показавший путь здоровья.
– Мы можем измерить здоровье «в граммах»?
– Нет, не в граммах, а в показателях мощности органов и систем человеческого организма, включая психическую и умственную составляющие человеческого существа. Например, мы говорим: «У этого человека слабое здоровье, а у того крепкое». Согласно моим исследованиям, здоровье человека – это «объем его жизненных сил, которые даются ему от природы при рождении и которыми он в процессе своей культурной жизнедеятельности может пользоваться разумно, укрепляя и наращивая, или неразумно, истощая и растрачивая».
– Следовательно, ваши ученики как будущие педагоги должны обучать детей…
– …пользоваться своими жизненными силами во благо своему телу. Мы должны формировать у ребенка правильные, природосообразные человеческому организму установки сознания. С педагогической точки зрения можно выделить физическое здоровье, тесно связанное с физиологическим состоянием организма человека, психологическое здоровье, определяющееся состоянием психоэмоциональной сферы личности, и интеллектуальное здоровье. В единстве этих составляющих здоровье составляет часть программы жизни человека, ради реализации которой человеку и дается жизнь.
– В чем заключается эта программа? Как узнать, зачем человек приходит в мир?
– Эта программа одна, и она общая для всех. При этом все эту программу знают, многократно проговаривают, даже не подозревая, что это и есть программа жизни всего человечества и каждого человека в отдельности. Что мы, как правило, желаем друг другу, поздравляя с каким-нибудь знаменательным событием: днем рождения, праздником и так далее?
– Счастья, здоровья и успехов… в жизни, в любви, в творчестве...
– Именно! А что такое счастье? Если мы все устроены телесно и структурно одинаково (тело – душа – разум), значит, в понятии счастья должно быть что-то общее, желаемое для всех. Ответ на этот вопрос дает нам русское написание слова «счастье», корень которого «часть». Человек ощущает себя счастливым в родительской семье, где его любят и поддерживают, помогают развиваться. Человек ощущает себя счастливым, если он создал свою собственную семью, где его ценят, уважают, прислушиваются к нему. Человек ощущает себя счастливым, если в коллективе, в котором он работает, его ценят, поддерживают, замечают его достижения, оценивают его по достоинству. Человек ощущает себя счастливым, если он находится в гармонии с природой и получает от нее все необходимое для своего жизнеобеспечения. Человек ощущает себя счастливым, если у него есть источник его душевных сил. Для одного это вера в Бога, для другого – книги, для третьего – искусство, для четвертого это его творчество, то есть все то, что питает человека духовно. Вот эти составляющие счастья и являются общими для каждого человека. Отсюда вытекает, что достижение счастья – это и есть смысл человеческой жизни.
– Что же такое здоровье в этой формуле?
– Мы часто говорим: «Главное – здоровье, все остальное приложится». Таким образом, здоровье – это условие достижения счастья.
– А что такое успех?
– Чтобы чувствовать себя по-настоящему счастливым, человек должен уметь ставить перед собой цели, соотносимые с его возможностями, и успешно достигать их, причем преимущественно за счет собственных ресурсов (телесных, психических и психологических, умственных). Можно сказать, что цель жизни человека – это его развитие через творчество.
– По каким показателям можно судить, насколько я здорова в соматическом, психологическом или интеллектуальном отношении?
– Первый показатель – на уровне тела – это энергичность организма, которая измеряется уровнем работоспособности. Здоровый человек всегда имеет высокий уровень работоспособности или умеет его быстро восстанавливать.
Второй показатель связан с психической сферой личности. Это душевное равновесие или внутренняя, психоэмоциональная уравновешенность. Здоровый человек – это человек, который всегда находится в состоянии психоэмоциональной нормы или способен быстро ее восстанавливать, или, говоря по-другому, способный не выходить из себя или быстро «в себя возвращаться». Что значит «я расстроился»? Это значит: мое тело, моя душа и мой разум стали жить сами по себе. А вот когда я «в себе», то я сгармонизирован и нахожусь в состоянии полного психического покоя.
На уровне же интеллектуального здоровья показателем является наличие конструктивно-позитивного мышления, когда человек умеет разобраться в полученных результатах и понять, куда ему силы тратить, а куда нет. Жизнь нам дана для того, чтобы мы шли к тому совершенству, которое, может быть, до конца и не достижимо (так как нет пределов совершенства). И именно поэтому идти мы должны к нему не путем искоренения своих недостатков, а путем выращивания своих достоинств. Как говорит В. Т. Лободин, человек может и должен менять мир, но только изменяя себя. Принципы истинно человеческой жизни – это взаимопомощь и взаиморазвитие, а не конкуренция и борьба, которые являются принципами жизни животного мира.
– Программа жизни, как вы сказали, состоит в счастье, здоровье, успехе. А если человек представляет свое счастье в виде богатства, которого достигает путем уничтожения других людей? Как этот случай вписывается в ваше понимание здоровья?
– Стать счастливым – это программа, работающая для любого человека. А вот то, как человек достигает этого счастья, говорит о здоровье его психики. Для человеческого строя психики характерно достижение счастья в соотнесении со своими возможностями и потребностями, а убить другого, чтобы отнять то, что он заработал, – это животный строй психики. Поэтому если уж мы говорим о человеке, то мы должны говорить о человеческих способах реализации программы жизни.
– Когда нужно заниматься здоровьем физическим, а когда – эмоциональным?
– Одновременно, параллельно и всегда – с самого младенчества. Человек – это существо, которое способно к неограниченному развитию и совершенству. Человек может очень многое, но сделать так, чтобы он захотел достичь этого многого, – самое трудное в воспитании.
– Какую профессию осваивают ваши студенты?
– На нашем факультете мы готовим бакалавров педагогики со знаниями педагогики и методики начального образования детей и информатики, которые будут работать с детьми младшего школьного возраста, к преподаванию информатики в начальный школе, а также к использованию в обучении младших школьников информационно-компьютерных образовательных технологий.
– То есть вы готовите тех учителей, от которых наше завтра зависит в первую очередь?
– Наше завтра зависит от всех педагогов. Но научно доказано, что от того, как ребенок прожил начальную школу, зачастую зависит вся его дальнейшая жизнь. Если начальная школа прошла радостно, то человек будет с радостью учиться всю жизнь и легко сядет за парту хоть в 50, хоть в 70, хоть в 100 лет. Если же начальная школа у ребенка прошла грустно и печально, то учеба на любом этапе его жизни будет даваться ему с большим напряжением.
– Во что сегодня верят будущие воспитатели, психологи и учителя, много ли среди них ваших последователей?
– Я не могу сказать о вере воспитателей, психологов и педагогов. Но могу сказать за себя. Я вижу, как большинство курящих студентов сегодня бросают курить и задумываются о трезвом, здоровом образе жизни, многие вполне осознанно отказываются от употребления любых вредных веществ, включая алкогольную продукцию. При этом я не могу сказать, что на их решение повлияли исключительно мои лекции. Здоровый образ жизни – это их личный, осознанный выбор. Такие педагоги наверняка смогут научить детей расти здоровыми и счастливыми, поэтому я верю, что будущее у человечества прекрасно.