Кто такие скауты? Когда зародилось скаутское движение в России? Кто стал основателем скаутского движения в мире и в России? А в Магнитогорске? Чем скауты отличаются от пионеров? Кто изобрел пионерский галстук? Каковы основные цели и задачи скаутов? Как связаны между собой военная подготовка, Бог и патриотизм? Какое влияние на воспитание будущих поколений оказывает скаутское движение?
Об этом – в нашем интервью с Татьяной Афонасьевой.
– Татьяна Александровна, как давно вы в скаутском движении?
– С момента его рождения в Магнитогорске в 1994 году.
– Кто является инициатором создания скаутской организации в нашем городе?
– Владимир Яковлевич Кряквин. До знакомства с ним я ничего не знала о скаутах: была пионеркой, потом комсомолкой и, окончив Челябинский институт культуры, стала работать в соответствии со своей профессией методистом и культорганизатором. Я тогда даже представить себе не могла, что когда-нибудь свяжусь с педагогикой. Но тут грянула перестройка, исчезла пионерская организация и потребовалось создать что-то новое, интересное детям. И Владимир Яковлевич вместе с Сергеем Николаевичем Талызовым, который в то время руководил детско-юношеским спортивным центром, решили организовать экспериментальный скаутский лагерь на базе «Самоцветов» в Абзаково. По предложению Владимира Яковлевича я приняла участие в организации этого лагеря. Мы проработали в нем все лето. А осенью Владимир Яковлевич убедил меня возглавить скаутскую организацию.
– И вы вот так сразу решили забросить свою сценарную деятельность?
– Никогда не мечтала о педагогике: различные мероприятия и праздники были моей жизнью! Мы сошлись с Владимиром Яковлевичем на том, что нужно дать объявление в газету, в котором предложили собраться всем, кто отдыхал в скаутском лагере и кому интересна скаутская деятельность. Собрался полный зал. И тогда я поняла, что скауты – это мое. С тех пор прошло 16 лет. Иногда меня посещали мысли, что пора бы уже успокоиться, заняться наукой, но вот я уже и в вузе работаю, а все не могу без скаутов: дети не отпускают.
– Скаутское движение чем-то похоже на пионерскую организацию. Это так?
– Сравнивать эти две организации сложно, поскольку на первый взгляд у них все одинаково. Отличаются они только в своей основе – в идеологии. Скаутизм основан на вере в Бога, а пионерия – на вере в коммунизм. Кроме того, если пионером должен был стать каждый ребенок, достигший определенного возраста, то скаутское движение не для всех: скаутизм предполагает поштучное воспитание. И в эту организацию дети вступают по собственному желанию.
– Но скауты изначально были созданы как военизированная организация. Ведь и зародилась-то она по идее военного. И первые попытки создать скаутские отряды в России были направлены именно на довоенную подготовку.
– И в этом они тоже похожи с пионерской организацией, в которой строевая подготовка занимала основное место.
– Отличие все же есть: пионерская организация – изобретение российское, а скауты возникли в Англии.
– Да, скауты, как организация, возникли в Англии еще в 1907 году по идее Роберта Стефенсона Смита Бейден-Пауэлла. Но уже в 1909 году скаутские отряды, дружины и легионы были созданы у нас в Питере, в Москве, во Владивостоке, в Киеве. Первый скаутский костер у нас был зажжен 30 апреля 1909 года в Павловском парке. Основателем российского скаутского движения стал полковник Олег Иванович Пантюхов, который c 1919 года имел титул – «Старший русский скаут».
– Каковы основные цели скаутского движения?
– Воспитание патриотизма стоит на первом месте в скаутском движении любой страны мира. С самого зарождения движения для скаутов проводились военные игры, строевая подготовка, походы. Это было похоже на школу выживания, где детей, прежде всего, готовили морально и психологически как будущих граждан своей Родины. Как говорил Баден Пауэл, лучшее воспитать 1000 граждан, преданных своей Родине, которые все как один встанут на ее защиту, чем 100 хороших солдат. Но это не национализм. Это именно любовь к своей Родине и уважение к культурам других стран. Сейчас скаутизм – это всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей.
– Если история скаутского движения в России насчитывает уже более 100 лет, то почему до 90-х годов прошлого века мы даже не слышали о скаутах?
– Потому что в 1917 году произошла революция и коммунисты посчитали, что скауты – буржуазная организация. На очередном съезде комсомола Надежда Константиновна Крупская предложила создать пионерскую организацию по подобию скаутской, только с иной, коммунистической идеологией. Многие скауты-руководители перешли тогда на сторону пионеров в надежде возродить скаутскую организацию на основе пионерской. Но у них этого не получилось. Напротив, начались гонения на скаутов, которых к тому времени насчитывалось в России около 50 тысяч человек. Последний скаутский лагерь прошел во Владивостоке в 1927 году. Очень многие скауты мигрировали за границу. Многие уехали в Манчжурию, Прибалтику, Европу, Австралию… Коммунисты оставили значки в качестве отличия, форму работы… А скаутские галстуки были заменены на пионерские.
– А какие галстуки носят скауты?
– Разные: желто-оранжевые – у мальчиков, синие – у девочек, зеленые – у руководителей.
– Каким образом возродилось скаутское движение в нашей стране?
– В 90-е годы, когда открылись границы, наши эмигранты смогли приехать на Родину. Первыми привезли с собой рассказы о нашей, российской, скаутской организации русские американцы. Они же провели у нас первые лагеря и костры. Так началось возрождение российской скаутской организации. Один из журналистов в то время писал о скаутах как об ванах, не помнящих своего родства. На самом же деле мы возрождали то, что было уничтожено в России советской властью. Мы призывали людей вспомнить свои корни, учиться уважать своих родителей, жить по заповедям божьим.
– В чем состоит специфика российской скаутской организации?
– Наверное, в том, что в Японии есть японские скауты, в США – американские и т.д. А наши скауты есть во всех странах мира: в Германии, в Америке, во Франции, в Австралии… Они не присоединились к скаутским организациям тех стран, куда уехали, а создали свои.
– Кто может входить в скаутскую организацию?
– Скауты – организация для всех возрастов, начиная с семи лет. Когда я в 1997 году впервые приехала на всероссийское Джамбари, то увидела скаутов 50-ти, 60-ти и даже 70-ти лет! И все они, как настоящие скауты, живут в палатках, с удовольствием общаются между собой и с молодежью. Вокруг них собирается огромное количество детей, потому что у них столько историй! Мы все обращаемся друг к другу на «ты» и по имени. Это облегчает детям возможность обратиться к взрослому за советом, помощью, сближает людей разных возрастов.
– Что такое Джамбари?
– Это всемирный слет скаутов или слет скаутов одной страны. В 1920 году всемирный слет скаутов впервые прошел в Англии. Там ему и было дано название Джамбари. С тех пор такие слеты проходят раз в четыре года.
– Слово Джамбари как-то переводится?
– Да, это слово индейское. Оно переводится как «слет всех племен», или вече, на которое собирались индейцы из разных племен. И традиции церемоний Джамбари тоже взяты оттуда. Скаутская система столь универсальна, потому что Бейден-Пауэлл взял из воспитательных систем разных стран самое ценное и все это слепил воедино. Мы используем традиции и африканских племен, и наших потешных Петра Великого, и юных спартанцев, и рыцарства, и индейцев. Все занятия проводятся в игровой форме, в виде обрядов, праздников. Это именно то, что детям очень-очень нравится. Таким образом был создал интереснейший мир, в котором дети живут и учатся жизни с удовольствием.
– В магнитогорской организации тоже есть свои традиции?
– Конечно. У нас есть церемонии посвящения, которые совершаются, только когда ребенок достигает определенного разряда, звания, степени. Каждый скаут мечтает достичь определенного уровня. Все как в древних племенах, когда людей посвящали во что-то, только когда они достигали определенных навыков и умений, получили необходимые знания. У нас создана Книга памяти, куда заносятся имена тех, кто до конца своих дней был действующим и находился на посту. Раз в год во всех скаутских единицах проходит день верных, когда мы называем имена этих людей. Все это проходит с торжественной церемонией, с подъемом флагов, с факелами. У скаутов очень много традиций. Гербом российского скаутизма является трехлепестковая лилия с Георгием Победоносцем, который является покровителем нашей организации.
– Какие степени и звания существуют у скаутов?
– Их очень много, ведь это военизированная организация. У нас даже форма зеленого цвета и рубашки, на которых есть все знаки отличия. Например, дети от 7 до 11 лет являются младшей ветвью организации. Это зайчата и белочки. У них своя методика организации в «стаю». Затем они переходят в среднюю ветвь организации – разведчики и разведчицы, где есть третий, второй и первый разряды. Если ты разведчик третьего разряда, то тебе выдается значок в виде бронзовой лилии на зеленом фоне. Так ребенок продвигается по скаутской лестнице званий. Постепенно зарабатываются звания: разведчик Родины, опытный разведчик, старший разведчик. А самое высокое скаутское звание – таежный волк. В старшей организации – от 18 лет – проводятся специальные скаутские курсы и присваиваются следующие звания: инструктор, скаут-инструктор, скаут-мастер. Старший скаут-мастер – выборная должность.
– Вы говорили, что у скаутов есть еще и специальности. Что это такое и как они приобретаются?
– Скаутские специальности – это испытания на выносливость, на знания и навыки. Это могут быть походы, где необходимо пройти определенное количество километров или вести группу, уметь разбить бивуак, ориентироваться. Есть специальность фотографа, сталкера. Чтобы стать сталкером, нужно прочесть определенное количество книг и рассказать о них своим друзьям, поделиться своими впечатлениями о героях. А кто-то сдает экзамен на повара. Мы и оладьи пекли в походных условиях, и пироги на костре жарили, и готовили блюда по старославянским рецептам. За специальность тоже выдается нашивка. Таким образом, все достижения скаута отражаются на его форме.
– Как, на ваш взгляд, связаны между собой военное воспитание, патриотизм и вера в Бога?
– Самым естественным образом. Подготовка к защите Родины – неотъемлемая часть патриотизма. А Бог – это любовь к ближнему, помощь ближнему. Разве это не патриотизм? Мы не готовимся к военным действиям как таковым. Мы готовимся, если это потребуется, к защите своей Родины. Скауты – очень мирные люди. Конфликты ведь случаются не только между народами, но и на работе, и в семейных взаимоотношениях. И я учу детей находить мирный способ решения любых конфликтов.
– Скауты имеют право посещать иные кружки и секции?
– Конечно. Скауты, как и обычные дети, занимаются в каких-либо творческих коллективах, в спортивных секциях. В походах у них часто рождается желание научиться игре на гитаре, заняться спортивным скалолазанием или альпинизмом. Скауты – общественная организация, и я не могу быть профессионалом во всех областях, не могу обучить их всему, что их интересует. Но я могу договориться с клубом туристов или еще с кем-то, где им помогут лучше понять и реализовать себя.
– Вы только что вернулись из похода. Как он проходил?
– В этот раз мы учились жить по Маугли, для чего организовывали специальные игры. На сплав по Белой ходили новые ребята, поэтому основной нашей задачей было командообразование. А вот в походе на Таганай мы будем изучать историю Южного Урала. Все наши лагеря тематические. Темы мы объявляем заранее, чтобы дети могли одготовиться. Например, в «Богатырской заставе» все игры и занятия проводятся на основе сказаний и легенд о богатырях. Для этого ребята должны хорошо изучить старославянскую культуру, игры и песни славян, их способы воспитания настоящих воинов. В конце сезона мы проводим итоговый лагерь за год с насыщенной программой. В него съезжаются скауты всего города. Все, даже самые старшие скауты, живут в палатках, участвуют в программе. Часто приезжают семьями.
– Скаутизм изначально был предназначен для мальчиков. Как вы относитесь к участию в этом движении девочек?
– Бейден-Пауэлл действительно не предполагал участия в нем девочек, но в 1910 году на съезд бой-скаутов приехало довольно много девчонок. Он был в шоке. Однако его жена и сестра занялись девочками, создав женскую организацию скаутов. Она, конечно, носила иной характер. В Англии это до сих пор две совершенно разные организации. У нас в России тоже хотят перейти на такую систему. Но я считаю, что деление скаутов на две организации – очень спорный вопрос. В походах, лагерях, например, мальчишки учатся помогать девочкам. Предназначение мужчины и женщины здесь видны наиболее ярко. Мальчишки, конечно, тоже участвуют в приготовлении пищи, но заведуют кухней все-таки девочки. А тяжелые ведра с водой и заготовка дров – дело мальчиков. Я считаю важным, чтобы мальчики умели уважительно общаться с девочками, а девочки видели в мальчиках мужчин. Только так мальчики познают, что девочкам необходимо помогать, что их нужно защищать. А девочки научатся позволять мальчикам чувствовать себя настоящими мужчинами. А гендерное воспитание у нас существовало всегда в виде отдельных звеньев мальчишек и девчонок.
– Но все же правильнее было бы, если бы мальчиков воспитывали мужчины.
– Да, это действительно так. Вот только мужчин, желающих заниматься воспитанием детей, у нас почти нет. Есть, конечно, взрослые скауты, которые помогают мне в походах, но скаут – общественная деятельность, которая занимает много времени, отвлекает от дел и семьи. К тому же воспитатель должен соответствовать определенным моральным качествам. Здесь ни в коем случае не допустимы ни побратимство с детьми, ни деспотизм по отношению к детям. Поэтому дефицит воспитателей-мужчин у нас огромен.
– Вы никогда не хотели вернуться к сценической деятельности?
– Да, я пробовала уйти из педагогики, но снова вернулась к скаутам. А навыки сценариста мне очень пригождаются в организации детских праздников у костра, в походах. Я многому научилась у скаутов. Например, терпению, прислушиваться к мнению младших, смотреть на мир их глазами.
– Что является, на ваш взгляд, самым привлекательным для детей в скаутском движении?
– Тем, что скаутское движение – это не секция, не кружок, это образ жизни.
– Как можно в двух словах охарактеризовать этот образ жизни?
– Он очень активный и патриотичный. Хотя мы об этом не кричим, а тихо, мирно любим. А любовь должна быть созидающей. Мы мало говорим о своей деятельности: молва людская – лучше всякого пиара.
– Как ваши близкие относятся к вашему образу жизни?
– По-разному. Кто-то считает, что мне пора угомониться. Но, думаю, я бы не состоялась, если бы в Магнитогорске не было скаутской организации.
– Как ребенку может пригодиться в жизни участие в скаутском движении?
– Здесь идет воспитание личности. И не важно, кем ты будешь в профессии. Главное, что ты будешь человеком ответственным, трудолюбивым, честным. А это самое важное! Если ты родился травинкой, помоги путнику сделать мягким место для отдыха. Если ты родился деревом, защити его от солнца или дождя. Не важно, кем ты родился, главное – быть человеком! Нужным человеком!