В Челябинске откроется первая точка федеральной сети «Мидийное место». Заведение с морепродуктами и якобы демократичным ценником в формате бистро будет работать в ТРК «Таганай». На фоне растущей стоимости морепродуктов запуск такого моноконцепта в нашем регионе может показаться сомнительной идеей, но эксперты и игроки рынка относятся к проекту с осторожным оптимизмом.
«Как на курорте у моря»
В начале 2025 года в ТРК «Таганай» откроется «Мидийное место», первая точка seafood-франшизы «морских ресторанов с быстрым обслуживанием». Директор по развитию сети Борис Мельник сообщил 74.RU, что подготовка к запуску началась совсем недавно: франчайзи на днях заключил с комплексом договор аренды, впереди — проектирование, закупка оборудования и так далее. Первых гостей в челябинском ресторане рассчитывают встретить через три-четыре месяца, то есть ближе к весне.
По данным «Контур.Фокуса», ООО «Мидийное место Челябинск» зарегистрировано 29 октября. Учредитель и генеральный директор организации — Валентин Ильющенков из Краснодарского края.
Сеть «Мидийное место» основана в Сочи в 2020 году, сейчас ее заведения есть уже в 40 городах России, а также в Астане. Рестораны франшизы работают в концепции а-ля бистро: со стойкой, у которой делают заказы, небольшими столиками, баром и аквариумами для морепродуктов.
— Мы совмещаем ресторанное качество с форматом street food, стремимся создать расслабленную атмосферу, как на курорте у моря, — говорится на сайте компании.
В едином меню заведений, разумеется, преобладают дары моря: мидии в кастрюльках с разными соусами, закуски из креветок, рыбы и моллюсков, супы, салаты и пасты с ними же, свежие устрицы и креветки.
Цены в разных городах, как ни странно, не различаются: и в Москве, и в Мурманске, и в Иваново кастрюлька мидий на 680 граммов стоит 790 рублей, три устрицы на льду — 980 рублей, шашлычок из тунца — 990 рублей, 100 граммов тартара из морского гребешка — 590 рублей. В барной карте присутствуют загадочные «Мидийные» игристое и белое вина, а также пиво. Ценник на эти позиции чуть ниже среднего ресторанного: 1750 рублей за бутылку вина или 250 рублей за 0,4 литра пива.
Борис Мельник добавляет, что небольшой ассортимент блюд позволяет довести рецептуру и качество отдачи «до идеала».
— Гость получает максимально вкусный и максимально недорогой продукт за очень короткий срок.
«Надо смотреть, на чём они будут экономить»
Заведениям со специализацией на морепродуктах в Челябинске не очень везет: еще в 2019 году на Северо-Западе закрылся Mizoysters Seafood Вar, после «временной» заморозки проект в итоге так и не вернулся к жизни. В 2023 году закрылась единственная в городе раковарня «Раки-Раки». Свежие дары моря подают и в других известных ресторанах города, но мало кто осмеливается делать на них ставку.
Кроме того, морепродукты и рыба в последнее время снова дорожают: на это повлияли снижение вылова, рост ключевой ставки и транспортных затрат. Импортные деликатесы растут в цене и из-за невыгодного российским потребителям курса валют.
По мнению ресторанного критика Глориана Кински, при ценах ниже рыночных у челябинского «Мидийного места» могут возникнуть проблемы с качеством блюд.
— Морепродуктами челябинцев давно не удивишь, подают их многие, но не по демократичным ценам, конечно, и это обоснованно: Челябинск — не морской порт, поставщик у всех в итоге один, наш «первый хладокомбинат», — говорит он. — Транспортировка, хранение, приготовление — надо смотреть, на чём они будут экономить. Если при всех этих издержках цену будут держать низкой, у меня лично появятся сомнения, но давайте посмотрим, как это будет реализовано.
При этом ресторатор, владелица гастробара «Камчатка» Татьяна Воронина предполагает, что у крупной сети есть больше возможностей для того, чтобы устанавливать конкурентоспособную и комфортную для сегодняшнего Челябинска стоимость.
— Прелесть франшизы в том, что можно делать большой закуп и получать более привлекательную оптовую цену, — говорит она. — У «Мидийного места» проекты по всей России, думаю, они могут позволить себе ставить условия поставщику.
Предприниматель и ресторанный эксперт Артур Андреев согласен, что в «Мидийном месте» цены могут быть относительно низкими. Но всё равно морепродукты не могут быть дешевыми, это чек не для фастфуда, подчеркивает он.
— Я хорошо вижу этот формат на море, куда люди приезжают со свободными деньгами и тратят их легко, но Челябинск — это все-таки немного другая история, — говорит Артур Андреев.
«Морепродуктами пресытиться невозможно»
Если не за низкими ценами, то за чем челябинцы пойдут в «Мидийное место»? Глориан Кински считает, что «морская» моноконцепция уже не слишком актуальна:
— Это уже года два как не в тренде, сейчас все делают ставку на понятные блюда из региональных продуктов по разумным, невысоким ценам. Крабово-кальмарные страницы в меню некоторых наших заведений популярностью уже не пользуются.
Татьяна Воронина придерживается противоположной точки зрения:
— Думаю, место будет популярным, особенно первое время. Все захотят окунуться в теплые летние воспоминания об отпуске и придут поесть.
Морепродуктами пресытиться невозможно, это легкая и вкусная еда, вдобавок с определенным статусом, отмечает Артур Андреев. Поэтому, по его словам, они часто ассоциируются с премиальным форматом.
— А тут бистро, это интересный эксперимент. Посмотрим, как он у нас зайдет, — добавил он.
Экс-владелица Mizoysters Татьяна Мизюрина пожелала новому проекту удачи.
— Надеюсь, у ребят всё получится, работать с морепродуктами дорого, но безумно интересно и вкусно. В подобных проектах важно точно попасть с местом и просчитать все его плюсы и минусы, — подчеркивает ресторатор.
Что касается места, то пока в «Таганае» немало пустующих площадей, зато осваивают их солидные федеральные игроки — например, холдинг Novikov Group известного столичного бизнесмена скоро откроет в ТРК заведение грузинской кухни. Артур Андреев считает эту локацию весьма перспективной:
— Там достаточно высокая деловая активность, постепенно добавляются арендаторы, в итоге трафик должен быть достаточно высокий, — говорит он. — Плюс большой жилой комплекс и постоянный поток автомобилей поблизости.
— Площадка только развивается, так что, возможно, «Таганай» станет очередной гастроточкой на карте Челябинска, — добавляет Татьяна Воронина.