В октябре-ноябре в Челябинске стало известно об открытии сразу нескольких заведений китайской и корейской кухни. Три кафе уже начали работу, как минимум еще два начнут принимать гостей в ближайшее время. Мы удивились такому неожиданному буму, разобрались в его причинах и узнали, какими будут новые азиатские заведения.
Экзотично или привычно?
Возле Парка Гагарина, на пересечении Энтузиастов и проспекта Ленина, уже начала в техническом режиме работать закусочная China New Boys. Ее владелец и основатель — Евгений Миркин, связанный с несколькими азиатскими проектами в Екатеринбурге и Челябинске. Последний из них, Jo Wu Ramen Bar на Ленина — Красной, ресторатор покинул через полгода после открытия, не успев реализовать все свои задумки.
Основа концепции нового заведения, по его словам, — «китайская кухня новой волны», блюда, которые пока непривычны челябинцам и россиянам вообще. Например, вместо обычной лапши в горячих блюдах и супах используется бьян-бьян — «поясная», очень широкая лапша.
— Это дает совершенно другие ощущения и вкус, — говорит ресторатор.
Напитки тоже не совсем обычные для челябинского общепита: согреваться здесь предлагают пуэром на сгущенном молоке с персиком, а скоро в меню появится комбуча — напиток из ферментированного чайного гриба с разными вкусами.
Евгений Миркин говорит, что в основном работает только на продуктах, привезенных из Китая, но занимается и собственными заготовками, чтобы не зависеть от поставщиков.
— Мы сами ферментируем капусту, яблоки, сливы, выращиваем зелень, вывариваем бульоны и не покупаем лапшу, а делаем ее сами. В остальном работаем только на продуктах, привезенных из Китая.
Интерьер стилизован в духе азиатского китча, посуду и другие детали Евгений Миркин подбирал сам, чтобы сделать дизайн как можно атмосфернее. Весной следующего года он планирует дополнить ресторан летником.
Еще одно заведение готовится к открытию в районе студенческого городка ЮУрГУ (где, к слову, немало и приезжих из Китая). «Чихо» станет первой точкой франшизы, основанной московскими рестораторами Анной Янчевской и Николаем Акуличем. Кто именно стал франчайзи «Чихо» в Челябинске, пока неизвестно: по слухам, это Сергей Толстенко, запустивший в городе «Вилку-Ложку», но дозвониться до предпринимателя нам не удалось.
Столичная франшиза уделяет много внимания маркетингу и явно ориентируется на молодежь, называя свои точки «топовыми опиумными китайками».
— Кто такой этот Чихо? Папин бродяга, мамин симпатяга. Дворовой стиляга и гроза района. Твой лучший братец и пацан, по которому страдают в 15, — персонализируют франшизу ее идеологи.
Заведения сети работают сейчас не только в Москве, но и в Нижнем Новгороде, Тюмени, Краснодаре. В общем для всех меню — классические супы (кисло-острый, ламен, хайнаньский с морепродуктами), блюда из мяса, тофу, овощей с рисом или лапшой, снеки во фритюре и маринады.
Еще один проект, кухню которого называют то китайской, то корейской, то паназиатской, в начале ноября запустился в «Ньютоне», на улице Героя России Родионова. Операционный директор «Ким Бо» Андрей Линник заявил 74.RU, что основатели намерены внести свой вклад в развитие тренда на паназию.
Самыми интересными блюдами меню, разработанного шефом Николаем Клоповым, Андрей Линник называет густой суп юкедян с говядиной и папоротником, «авторские» клецки токпокки со сладким ягодным соусом.
Экзотичности вкусам добавляют с помощью специфических ингредиентов: острой соевой пасты, китайских ледяных грибов, специй.
— Есть ребята из Азии, у которых мы берем многие уникальные продукты, — рассказывает он.
Наконец, ближе к концу года в центре города может открыться китайское бистро от создательницы Gong и «Камчатки» Татьяны Ворониной. Детальную информацию ресторатор пообещала раскрыть нам позже. А на месте бистро «Популист» всё тот же Евгений Миркин вместе с Семеном Палкиным планируют запустить новую раменную.
«Все форматы в этом тренде будут работать»
С чем связана растущая популярность китайской кухни у рестораторов? Китаевед Финуниверситета при Правительстве РФ Светлана Батанова рассказала 74.RU, что китайская кухня сейчас ассоциируется с большими порциями, быстротой обслуживания, демократичными ценами.
— Несмотря на такие недостатки, как обилие масла и иногда чрезмерную остроту, эта кухня имеет имидж полезной, который подкрепляется китайской медициной — есть теории о «здоровье на кончике языка», о том, что можно вылечить некоторые болезни или избежать их, употребляя определенные блюда и закуски, — добавляет эксперт. — Кроме того, в азиатских кухнях используется имбирь, чеснок, гвоздика и множество других специй, благоприятно влияющих на организм, способствующих выработке гормона радости — серотонина. Другими словами, при регулярном употреблении такая еда может стать своего рода антидепрессантом и даже вызвать некоторую зависимость.
Александр Назаров, лидер направления франчайзинга азиатской сети MYBOX, считает, что при всей своей демократичности такая кухня позволяет рестораторам неплохо зарабатывать:
— Азиатские концепции высокомаржинальны, предприниматели могут ставить более высокие цены, потому что азиатские блюда сложно воспроизвести в домашних условиях: для их приготовления требуется специальное оборудование и ингредиенты, — комментирует он.
Не грозит ли Челябинску перенасыщение азиатскими ресторанными проектами? Блогер Азат Сапармамедов отмечает, что авторская «китайка» пока имеет меньше шансов заинтересовать горожан, чем банальная «супошная»:
— Пока у нас что ни откроют — рамен, фо-бо, том ям и тому подобные супы всегда на первом месте, — говорит он.
Евгений Миркин, напротив, уверен, что челябинцы уже готовы пробовать что-то новое и необычное. Шеф-повар и сооснователь ресторана Mr. & Mrs. Boo Артем Бугор соглашается: тренд на азиатскую кухню сейчас можно назвать восходящим.
— Все существующие азиатские заведения города достаточно успешны, поэтому свою нишу найдут и другие, причем все форматы будут работать, каждый для своей аудитории, — уверен Артем Бугор.
Напомним, что полтора года назад в Челябинске по франшизе открылась точка корейского стритфуда CHICKO. Челябинские подростки буквально штурмовали заведение, очереди скапливались перед его дверями неделями. Основной своей аудиторий основатель сети считает фанатов k-pop и аниме, челябинские ресторанные эксперты не предвещали проекту долгой жизни, однако он живет и пользуется стабильной популярностью.