В Магнитогорске мама девятилетнего школьника написала в прокуратуру заявление на учителя сына: по ее словам, педагог лицея не пустила опоздавшего мальчика на урок и заставила заниматься на подоконнике в коридоре. Директор учебного заведения организовала конфликтную комиссию по разбору ситуации. Корреспондент MGORSK.RU поговорил с семьями лицеистов и коллегой преподавателя. Мнения сторон — в нашем материале.
Что произошло: версия мамы
По словам мамы мальчика, скандальный инцидент случился на прошлой неделе в многопрофильном городском лицее (МГМЛ), когда ее сын опоздал на урок.
— После того, как попросил разрешения зайти в класс, получил отказ от учителя начальных классов Чукиной Ирины Витальевны. Она сказала сыну, чтобы он взял в классе стул и сел в коридоре. В результате ребенок, по воле учителя, провел урок в коридоре, где он был вынужден писать учебный материал на подоконнике и отвечать на вопросы учителя из коридора, — написала мама школьника в группе «Черное и Белое» во «ВКонтакте». — Считаю, такие действия учителя унизительными для ребенка и крайне непрофессиональными для учителя начальных классов, да и вообще недопустимыми для адекватного человека. После того как ребенку было разрешено зайти в класс, его пожалели даже одноклассники. На действия Чукиной И.В. мной уже подана жалоба в прокуратуру и управление образования.
Мама наказанного мальчика считает, что неуважительное отношение к детям в лицее — норма.
— Действия, унижающие детей, практикуются здесь регулярно, — считает женщина. — Учителя начальных классов высмеивают, сравнивают и кричат на маленьких детей, пользуясь их беззащитностью.
Мнение родителей
MGORSK.RU связался с семьями двух недавних учеников МГМЛ. Они рассказали нам, что забрали своих детей из лицея из-за того же учителя. Родители считают, что она унижала и грубила ученикам.
По словам Ирины, чья дочка училась у того же преподавателя, отношения с учителем у ребенка не сложились. Через несколько месяцев обучения родители забрали документы из лицея, опасаясь за психику ребенка.
— Преподаватель строгий, дети боятся ее. Что-то уточнить, переспросить нельзя. С родителями она ведет себя также. Лишнего вопроса задать не дает. На любую претензию ответ: «Это лицей». Запугала детей, ребенок идет в школу — трясется. Уроки делает — рыдает. С конца первого класса репетитор. И все равно все не так. Никакого стимула учиться. У ребенка в школе кровь из носа идет, она боится к учителю подойти, — описала нам Ирина. — Это ненормально. Родители детей постарше о Чукиной говорят так: «После неё в 5-м классе легче. Тем, кто дожил». Дважды приходила и разговаривала с преподавателем, просила организовать ребенку встречу со школьным психологом, чтобы выяснить причину страха и такого психологического состояния. Навстречу мне не пошли. Пришлось среди учебного года забирать документы и переводить ребенка в другую школу. Здоровье дороже.
У другой жительницы Магнитогорска Светланы внучка также училась у Ирины Чукиной. Терпения семьи тоже хватило на полгода, школу в итоге сменили. Со слов бабушки, директор лицея и классный руководитель на первой же встрече с родителями подчеркнули: их учебное заведение престижное, только для отличников и в детях, которые получают оценки ниже «четверки», они не заинтересованы. Учеников обязали посещать дополнительные платные занятия, утверждает бабушка. Контакта с семьями классный руководитель не устанавливала, игнорировала сообщения от них с просьбой объяснить задания, разговаривала на повышенных тонах, уверяет Светлана.
— Ею было сказано: «Мы ваших детей тянем до последнего класса, а после четвертого класса тем детям, которые не хотят учиться и учатся на тройки, мы поможем им найти другие школы. Потому что у нас лицей, который входит в десятку лучших области, — рассказывает Светлана. — Мое мнение таково, что в данном лицее просто на детях зарабатывают деньги. Детей, которые посредственные, убирают, а с других школ отличников притягивают, получая грант.
Решение о переводе девочки в другую школу родители приняли через полгода, когда слезы по утрам перед уроками стали постоянными. То, как с ними поступили при отчислении, возмутило семью.
— Дочь пришла забирать документы с данного шикарного учебного заведения, — вспоминает бабушка, — и нужно было подписать бегунок у классного руководителя (последняя подпись ее), что семья библиотеке ничего не должна. Дочь с бегунком пришла к ней. Классный руководитель даже не поинтересовался, по какой причине и в какую школу уходите. Зато Ирина Витальевна достала гроссбух и начала смотреть, все ли деньги наша семья ей заплатила за допы. Она сказала, что вы должны еще 750 рублей за занятия. Моя дочь посмотрела на числа, сказала ей, что ребенок не посещал эти занятия, потому что находился с температурой на официальном больничном. На что классный руководитель дала понять, что если сумма не будет выплачена, то документы нам не отдадут. Дочь просто выложила ей деньги. И ребенок с половины первого класса учится в другой школе, где преподаватели любят детей, уважают родителей.
Что думают в школе
Ирина Чукина не ответила на звонки нашего корреспондента. Мы обратились за комментарием к директору МГМЛ Наталье Лаптевой. Руководитель ответила, что по ситуации с выставленным из класса школьником организована конфликтная комиссия. Обсуждать скандал директор отказалась.
Со стороны лицея ситуацию прокомментировала преподаватель музыки Елена Андреева. Повышенных тонов со стороны коллеги она не замечала, отметив, что та умеет «играть голосом», донося необходимую информацию до людей. Действия коллеги она считает верными и предполагает, что учитель так отреагировала на постоянные опоздания ученика.
— Скорее всего, это не первое опоздание, никогда преподаватель не выдворит ребенка [просто так]. Ирина Витальевна действительно очень хороший специалист, профессионал, — считает Елена Андреева. — Всю охоту отбили [учить]. Мы же не обслуживающий персонал. Она же не выгнала [ученика], не захлопнула дверь.
Решить конфликт теперь может только уход ученика из лицея, считает учитель музыки.
— Это надо решать на уровне самого лицея, прежде чем выплескивать в прокуратуру и управление образования. Своего ребенка она [мама] подставила, — рассуждает Елена Андреева. — Как она [учитель] дальше должна этому ребенку в глаза смотреть? Как вести [себя] после такого? Такая грязь вылилась. Это все, это только перевод в другую школу.
Перед выходом этого материала с нами связалась мама оставленного в коридоре мальчика.
— Вчера меня приглашали на конфликтную комиссию для решения этого вопроса. Меры директор приняла. Каждый для себя выводы сделал. Жду ответа из прокуратуры, — кратко прокомментировала произошедшее мама.
Мы отправили запросы по ситуации в управление образования города и прокуратуру. В надзорном ведомстве подтвердили, что заявление по произошедшему в лицее к ним поступило. В мэрии оперативно прокомментировать ситуацию не смогли, мы опубликуем ответ чиновников, как только он поступит в редакцию.