Экономика подробности «Вводят как экстренную меру»: каким компаниям в Челябинской области грозит налог на сверхприбыль

«Вводят как экстренную меру»: каким компаниям в Челябинской области грозит налог на сверхприбыль

Считаем, сколько заплатят владельцы ГОКов, металлурги, энергетики, застройщики и пищевики

Под налог на сверхприбыль попадут Томинский и Михеевский ГОКи, ЧЭМК, «Уралэнергосбыт», «Союзпищепром» и два известных застройщика

В августе президент РФ Владимир Путин подписал закон о налоге на сверхприбыль компаний и предприятий, работающих в России. Согласно документу, крупный бизнес, ранее заплативший налог со своей прибыли, обязали скинуться ещё — по 10%. Речь идет о разовом взносе на социальные нужды, проще говоря, необходимости заткнуть дыру в федеральном бюджете. Разбираем, какие компании в Челябинской области (или имеющие активы на Южном Урале) коснется принудительная благотворительность, как новый налог скажется на экономике предприятий и станет ли этот фискальный сбор постоянным. Спойлер: в списке — ГОКи, металлургические заводы, энергетики, застройщики и пищевики.

Что такое налог на сверхприбыль

Все началось зимой: оценив дефицит бюджета только за январь в 1,76 триллиона рублей, власти заговорили о разовом добровольном взносе крупного бизнеса в пользу государства. Предпринимательские сообщества пытались поторговаться. Но в итоге идея плавно трансформировалась в обязательный сбор. Он коснется компаний, чья средняя прибыль за 2021–2022 годы превысила миллиард рублей. Ставка составит 10% от суммы превышения над показателями 2018–2019 годов. Заплатить налог нужно до 28 января 2024 года. Но есть и скидка — по принципу «штрафа ГАИ»: если компания рассчитается до 1 декабря этого года, то налог будет взиматься по ставке 5%.

От уплаты нового налога освобождены компании, созданные после 2020 года, малые и средние предприятия, плательщики единого сельхозналога, компании нефтегазового сектора и добычи угля, застройщики, работающие по эскроу-счетам (если они не выплачивали дивиденды).

— Этот вариант налога — некий компромисс, который не учитывает всех сложностей процесса инвестиционной деятельности компаний, — сказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме.

Замглавы Минфина Алексей Сазанов уточнил, что из топ-50 крупнейших плательщиков налога на сверхприбыль 20% придется на предприятия, занятые добычей твердых полезных ископаемых, 19% — на производителей минеральных удобрений, 13% — на металлургический комплекс, 12% — на оптовую и розничную торговлю, 9% — на банковскую сферу.

В целом бюджет рассчитывает на привлечение 300 миллиардов рублей. Эта сумма фигурировала в пояснительной записке к законопроекту и публичных выступлениях официальных лиц. Деньги будут направлены на решение социальных вопросов, пообещали чиновники.

Кому насчитают миллионы

Эксперты затруднились составить точный список компаний, которые заплатят налог на сверхприбыль. Дело в том, что закон делает особые оговорки, касающиеся отдельных категорий налогоплательщиков, таких как стороны соглашений о защите и поощрении капиталовложений, участники консолидированных групп налогоплательщиков, а также предприятия, прошедшие реорганизацию. Кроме того, сведения о прибыли предприятий ОПК и Росатома недоступны для анализа, как и финансовая отчетность за 2022 год ряда других крупнейших налогоплательщиков, например, ММК и ЧМК.

После начала спецоперации в прошлом году и последовавших антироссийских санкциях правительство РФ разрешило российским компаниям не раскрывать информацию о коммерческой деятельности, если предоставление информации может привести к введению санкций. Половина из 210 компаний, чьи акции обращаются на Московской бирже, воспользовались правом не публиковать финансовую отчетность. В 2023 году возможность не раскрывать или публиковать в ограниченном виде чувствительную корпоративную информацию продлили до июля 2023 года. А 21 августа Российский Союз промышленников и предпринимателей обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину разрешить компаниям не раскрывать финотчетность до июля 2024 года. Открытый доступ к отчетам поможет обосновывать введение санкций и «выявлять экономические взаимосвязи», указывающие на их неисполнение, указали в РСПП.

Мы попытались прикинуть, кому из компаний и предприятий Челябинской области придется заплатить налог на сверхприбыль (по отчетности самих организаций, базам данных «Контур.Фокус» и «Чекко»).

Самое большое «превышение» прибыли — 44,9 млрд рублей — мы насчитали у АО «Томинский ГОК». Это значит, что предприятие должно заплатить в бюджет 4,5 млрд рублей или 2,25 млрд рублей, если поторопится и рассчитается к декабрю 2023-го.

На втором месте с превышением в 6,6 млрд рублей — «ТМК Стальные технологии», ему предстоит выплатить 660 млн рублей (330 млн рублей со скидкой).

На третьем — ЧЭМК с превышением 5,2 млрд рублей, с которого завод должен заплатить 520 млн рублей налога (или 260 млн рублей со скидкой).

Судя по финансовой отчетности за последние четыре года, налогом на сверхприбыль обложат «Трубодеталь» — 160 млн рублей, Михеевский ГОК — 95,5 млн руб, «Уралэнергосбыт» — 86 млн руб, «Союзпищепром» — 78 млн руб.

Интересно, что среди крупного бизнеса, попавшего под налог на сверхприбыль, есть две строительных компании. Превышение прибыли у «Специализированного застройщика «Парковый Премиум» оценивается в 760 млн рублей, то есть 10-процентный налог на прибыль составит 76 млн рублей. У компании «Голос. Девелопмент» — превышение в 600 млн рублей, таким образом компания должна выплатить 60 млн рублей. Впрочем, строителей освободят от налога на сверхприбыль, если в последние два года они не выплачивали дивиденды.

Казалось бы, в этом списке должно быть два наших агропромышленных гиганта — «Макфа» и «Увелка». Но, как выяснил 74.RU, средняя прибыль «Макфы» в 2018–2019 годах была больше, чем в 2021–2022 годах — 2,4 против 2,2 млрд рублей. Что касается «Увелки», основные компании холдинга — «Ресурс» и КХП «Злак» — получили доналоговой прибыли менее миллиарда рублей, а значит им не страшен налог на сверхприбыль.

Всего в России около 1700 компаний подпадают под новый налог, подсчитали наши коллеги из «Фонтанки». Они использовали отчеты по российской системе бухгалтерской отчетности (РСБУ), где компании группы отчитываются отдельно. Общая сумма сверхприбыли крупного бизнеса составила примерно 6,1–6,3 трлн рублей. Это значит, что при налоге 10 % предприниматели должны отдать в бюджет 620 млрд рублей. Но, естественно, все постараются сэкономить — при 5-процентной ставке получится 310 миллиардов рублей. Сумма близка к тому, чего ожидают власти.

Крупные федеральные компании уже начали подсчитывать предстоящие траты. В Сбербанке оценили сумму налога на сверхприбыль в 10 миллиардов рублей и сообщили, что выплатят его до конца года. Налог на сверхприбыль составит до 100 миллионов евро при ставке 10% или 50 миллионов евро (если будет применен механизм добровольной ранней оплаты), говорится в сообщении Raiffeisen Bank. Группа «Черкизово» планирует выплатить 400 миллионов рублей до 30 ноября. По оценкам руководства группы Headhunter, налог на сверхприбыль составит 268 млн рублей — компания также намерена воспользоваться скидкой и рассчитаться в этом году.

«Местный бюджет ничего не выиграет»

Налог на сверхприбыль предприятий сложно назвать справедливым, так как компании уже выплатили стандартные налоги на свою прибыль, а также потому, что новый налог вводят на прибыль прошлых лет, отметили эксперты.

— Многие предприятия могли уже пустить всю эту прибыль на модернизацию производств или другие инвестиции в расширение бизнеса. Сейчас скорее всего им нечем выплатить новый налог на сверхприбыль, поскольку он не был запланирован в их бюджете заранее, — отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. — На этом фоне налог на сверхприбыль может негативно отразиться на экономике предприятий. По этой же причине им нет смысла завышать издержки, чтобы итоговая прибыль, которая должна будет облагаться налогом, была ниже. Рассчитывать сумму будут от разницы прибыли в 2021–2022 годах с 2018–2019 годами, то есть эта сумма уже зафиксирована и ее нельзя изменить, увеличив издержки задним числом.

Впрочем, о справедливости этого налога можно говорить только в относительных величинах, указали другие эксперты.

— Конечно, рост налоговой нагрузки для бизнеса — не лучшая новость. С другой стороны, для бизнеса такой налог — оптимальный выход из сложных отношений хозяйствующих субъектов и государства в трудное для страны время. Ведь были альтернативы и хуже: от введения специального военного налога до повышения ставки налога на прибыль, — объяснил экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода. — Правительство планировало, что соберёт в бюджет в конце 2023 года за счёт единовременного налога примерно 300 миллиардов рублей. Мы полагаем, что сумма будет даже немного больше — возможно 330–350 млрд рублей.

Руководитель аналитического агентства So invest Анастасия Кузьминова считает, что в Челябинской области около двух десятков предприятий станут плательщиками этого налога.

— К сожалению, региональный бюджет от этого напрямую ничего не выиграет — сборы полностью идут в федеральный бюджет. Оценить, о каких суммах может идти речь, можно по одному из крупнейших налогоплательщиков по итогам прошлого года — Томинскому ГОКу. Средняя арифметическая прибыль этого предприятия в 2021–2022 годах выше, чем в 2018–2019 годах на 45 миллиардов рублей, — отметила Анастасия Кузьминова, оговорившись, что это оценка без учета всех обстоятельств, упомянутых в законе. — По самому крупному налогоплательщику нашего региона (ММК — Прим. ред.), по некоторым данным, эта цифра кратно выше. Предположу, что суммарно по налогоплательщикам области может быть начислено порядка 20–30 миллиардов рублей.

Эксперты сомневаются, что такой налог будет регулярным, хотя уже привыкли ничему не удивляться.

— Налог на сверхприбыль не должен стать постоянным. Его вводят как экстренную меру для снижения дефицита бюджета и в дальнейшем должны отменить, тем более что в 2023 году не много российских компаний смогут похвастаться сверхприбылью, — акцентировал аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

Большинство предприятий постарается перечислить обеспечительный платеж до 30 ноября 2023 года, чтобы воспользоваться правом снизить сумму налога вдвое при его досрочной уплате, уверен эксперт.

С ним согласен директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода, указавший, что сверхприбыли бизнес получает не каждый год. Отчётность за 2022 год у всех российских предприятий уже сдана в налоговые органы. Так что ФНС очень хорошо себе представляет, кто сколько должен заплатить, резюмировал эксперт.

По данным ФНС России, за 2022 год российские компании заработали квадриллион рублей — 1268 триллиона рублей. Мы разбирались, откуда взялись сумасшедшие деньги в нашей экономике и что все это значит. При этом ещё в мае дефицит федерального бюджета превысил план на 2023 год.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления