Челябинец Олег занял деньги у друга, живущего в другом городе. Тот перевел нужную сумму через банкомат. Но воспользоваться займом не удалось — карту заблокировали. Мужчина пришел в банк, где с него потребовали оригиналы чеков на внесение наличных. В Альфа-Банке сообщили, что вправе запрашивать дополнительную информацию и документы об операциях с денежными средствами. Разбираемся, насколько законны требования финорганизации и на что обращать внимание при переводах и снятии налички.
«Это какой-то рэкет»
Челябинец Олег признался, что погряз в кредитах. Выпутаться из тяжелой финансовой ситуации попытался, заняв деньги у друга.
— Рассчитывал с его помощью погасить кредиты. Друг на тот момент находился в Пятигорске. Через банкомат Альфа-Банка он перевел мне 204 тысячи рублей. Позвонил: «Деньги пришли?» Я посмотрел, убедился, что счет пополнен, сказал: «Да, пришли». И друг выбросил чеки. Там у каждого банкомата стоит урна, — рассказал Олег. — Вечером захожу в интернет-банк, чтобы оплатить долг по кредитной карте — причем в самом же Альфа-Банке. А счет заблокирован, не дает ничего сделать. Позвонил на горячую линию, там сказали: «Приезжайте в офис».
Мужчина поехал в отделение банка на Комсомольском проспекте, 2а. Там от него потребовали оригиналы чеков на внесение наличных. По словам Олега, он предоставил копии чеков и договор займа, но в банке эти документы не приняли во внимание.
Судя по документам (имеются в распоряжении редакции), на счете зависло более 260 тысяч рублей. По словам Олега, этими деньгами он планировал гасить задолженность по кредитной карте Альфа-Банка на 46 тысяч рублей, в Тинькофф банке — на 117 тысяч рублей и часть автокредита на 96 тысяч рублей.
— Деньги уже месяц удерживают, счет не закрывают, остаток денежных средств не переводят мне в другой банк. В самом Альфа-Банке у меня есть кредит, задолженность по которому они тоже отказываются погасить с моего счета, — продолжил Олег. — Друг, узнав об этой ситуации, запереживал, потребовал вернуть ему деньги как можно скорее.
В итоге, по словам челябинца, ему пришлось брать кредит в другом банке, чтобы погасить долги по своим кредитам и вернуть деньги товарищу.
— Альфа-Банк продолжает безнаказанно удерживать и пользоваться занятыми мною денежными средствами. Считаю, что со стороны банка это какой-то рэкет, — возмутился Олег.
Челябинец написал несколько обращений в Альфа-Банк, требуя вернуть ему деньги без каких-либо штрафов и комиссий. Но проблема, по его словам, так и не решилась.
Как ситуацию объяснили в банке
Банк действовал согласно правилам договора, сообщили представители Альфа-Банка в ответ на запрос 74.RU.
— Если у банка возникают сомнения относительно внесения денег, он может запросить документы, это нормальный процесс, — объяснили в пресс-службе Альфа-Банка. — К сожалению, в этом случае клиент не смог предоставить подходящие документы.
Тем не менее в банке пошли навстречу, связались с клиентом и предложили решение ситуации, при котором он сможет получить деньги, добавили в кредитной организации.
О каком именно решении идет речь, в ответе на запрос 74.RU не уточняется.
По словам Олега, ему просто предложили закрыть этот счет и перевести деньги на другой с комиссией две тысячи рублей. Клиент Альфа-Банка так и не понял, что именно он нарушил и почему не может воспользоваться своими деньгами.
Права и право
Банки и финансовые организации действительно обязаны проверять операции своих клиентов и могут ограничивать доступ к интернет-банку и снятию наличных.
— В связи с возникновением подозрений у банка о неправомерности проводимых операций банк запрашивает у вас документы об операциях с денежными средствами, в том числе подтверждающие источник происхождения денежных средств, — говорится в одном из ответов Альфа-Банка на обращение клиента.
В целом требование предоставить дополнительную информацию не противоречит действующему законодательству в банковской сфере, согласились юристы. Но в случае с Олегом эксперты затруднились оценить правоту той или иной стороны без полного изучения ситуации. Дело в том, что юрлица (в данном случае банк. — Прим. ред.), как правило, подстрахованы с правовой точки зрения — все прописано в договоре о комплексном банковском обслуживании физических лиц. Другое дело, что мало кто из клиентов досконально изучает многостраничные кипы бумаг, оформляя карту или счет в банке.
Так, в пункте 14.3.5 договора сказано, что банк имеет право запрашивать у клиента дополнительную информацию и документы об операциях с денежными средствами, в том числе для осуществления функций валютного контроля, а также подтверждающие источник происхождения денежных средств на счете, основание совершения операции с наличными; информацию и документы, позволяющие установить выгодоприобретателей, в соответствии с законодательством РФ.
В то же время мы не нашли в договоре пункта, в котором от клиента Альфа-Банка прямо требуется хранить печатные чеки.
Несколько лет назад, в 2015–2016 годах, с блокировкой/заморозкой счетов часто сталкивались представители малого и среднего бизнеса. Банкиры ссылались на закон 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». — Прим. ред.). А предприниматели заявляли, что банки «кошмарят бизнес» похлеще налоговиков.
Позже, в 2019 году, пошли сообщения о массовой блокировке счетов физлиц. Довольно часто в этом контексте упоминался именно Альфа-Банк, проблеме посвящена целая ветка комментариев, например, на сайте Banki.ru. Сталкивались с подобной ситуацией и клиенты Сбербанка.
Куда можно пожаловаться
Права клиентов финансовых организаций защищают Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор), Банк России, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба судебных приставов и другие ведомства.
Чтобы понять, куда лучше обратиться, проконсультируйтесь со специалистами Банка России. Это можно сделать в чате приложения «ЦБ Онлайн» или по телефону горячей линии: номер 300 для звонков с мобильных, 8 800 300-30-00 для стационарных телефонов.
Также денежные споры клиентов с финансовыми организациями бесплатно рассматривает финансовый омбудсмен.
— К нему стоит обращаться, например, если страховщик занизил размер возмещения, микрофинансовая организация списала с вашей карты комиссию за услуги, которые должны быть бесплатными, или банк повысил тарифы, хотя вы не давали согласия на новые условия обслуживания, — сообщает портал «Финкульт.Инфо».
До обращения к омбудсмену нужно отправить претензию самой компании и подождать ответа. Если она откажется выполнять требования или вообще не отреагирует в течение 30 дней, можно жаловаться финансовому уполномоченному.
Омбудсмен может потребовать от финорганизации вернуть деньги клиенту, и компании обязаны исполнять его предписания как решения суда. Отправить заявление омбудсмену удобнее всего через личный кабинет на его сайте.
С какими еще проблемами сталкиваются клиенты банков
В Челябинской области банки регулярно взыскивают деньги с клиентов. Так, с отца троих детей банк «Русский стандарт» потребовал долги умершей жены, но в прошлом году суд поставил точку в этом деле.
А другая челябинка переводила покупателю деньги за квартиру, но Альфа-Банк заблокировал ее карту. За снятие налички клиентке выставили комиссию.
В 2021 году пенсионерка пожаловалась, что внесла более 90 тысяч рублей через банкомат Альфа-Банка, но на счет они не поступили. После публикации 74.RU женщине вернули всю сумму.
Другой скандал был связан со Сбером: у челябинца заблокировали карту и отказались возвращать деньги со счета. Ранее еще одной жительнице города банкомат Сбера выдал на 20 тысяч меньше. Позже эту сумму вернули.
В конце прошлого года у инвалида из Челябинской области списали деньги в счет сомнительного долга по кредиту 16-летней давности в банке «Русский стандарт». После публикации 74.RU банк заключил с клиентом мировое соглашение и вернул всю сумму.