1 июля исполняется 100 лет Государственному историческому музею Южного Урала. Он был создан в 1923 году педагогом и исследователем Иваном Гороховым, ставшим первым директором. Формировались фонды разными способами — часть коллекций жертвовали жители, другие предметы передавал НКВД, третьи брали из квартир, оставленных после революции и ухода белогвардейцев. Интересно, что с самого начала у челябинского музея были и особо ценные экспонаты — редкие не только для России, но и для мира. Накануне векового юбилея мы заглянули в фонды. Монеты древних цивилизаций и клады — в фоторепортаже 74.RU.
— Это редкие медали, их автор — граф Федор Толстой, — рассказывают в музее. — Серия о русско-турецкой войне датируется 1830-ми годами. Граф был очень известен благодаря своей серии медалей о войне 1812 года, но есть и турецкая серия. Это очень красивая и тонкая работа, она передает основные события русско-турецкой войны.
Всего в коллекции, переданной НКВД, было 500 предметов — это и монеты, и медали разных периодов. Кстати, такие медали не носили на лацканах пиджаков, а использовали как украшение для интерьера.
— Было очень модно в XIX и XX веках иметь так называемые настольные медали. Их хранили на столе, на комоде, любовались ими, — объясняют в музее. — В воспоминаниях поэтессы Людмилы Татьяничевой есть описание, что у нее на столе тоже были медали, и одну из них она всегда брала с собой в больницу. Конечно, это были коллекции людей состоятельных, потому что такие медали и тогда, и сейчас — это дорогие вещи. Откуда коллекция появилась у НКВД, можно только догадываться.
— Кольчуга — это поступление 1920-х годов, один из первых предметов коллекции Горохова. Она всегда датировалась как XX век, но под вопросом, — рассказывают хранители. — А после реставрации выяснилось, что кольчуга состоит из различных по типологии видов колец. Были и более молодые, и более древние. В результате атрибуция кольчуги изменилась, она датируется уже XVI веком.
— Выяснилось, что кольчуга бытовала в семье казаков в течение нескольких столетий — чуть ли не со времен Ивана Грозного и до конца XVIII века, до времени освоения Южного Урала русскими, — рассказывают в музее. — Ее подлатывали, подделывали, и она защищала несколько поколений.
— Клинок — это дамасская сталь, рукоять и ножны из серебра, и кончик рукояти — это рог, наверное, бизона. Вещь очень качественно сделанная, на высоком художественном уровне. Здесь есть традиционный кавказский орнамент, лакский орнамент, — рассказывают хранители. — На Кавказе есть поселение, которое славится своими оружейниками. И это пример традиционной оружейной работы начала XX века.
Удивлены, что в фондах музея есть предметы не только с местной пропиской? Это совсем не странно, ведь часть коллекций передавалась ценителями, которые годами собирали предметы искусства и древности. Один из самых ярких примеров — Николай Кириллович Минко. В энциклопедии «Челябинск» он упоминается как чиновник переселенческого ведомства, археолог, нумизмат.
— Николай Кириллович Минко — это человек, который был юристом по образованию, но слушал курс археологии в Санкт-Петербурге. Он очень сильно увлекался археологией и историей, — рассказывают в музее. — Детство Минко провел в Крыму, учился в Санкт-Петербурге, а потом по распределению попал в Челябинск в начале XX века.
— Чем интересны эти бусы? Дело в том, что в отчетах, которые к нам попали от Минко, про них ничего не сказано, — объясняют в музее. — Вопрос стоит так: либо Минко их после раскопок привез в Челябинск, либо скифосарматы много веков назад привезли их из Причерноморья в Челябинск. Потому что он копал и в Причерноморье тоже. Есть и такая вероятность, что эти бусы действительно были найдены в челябинских курганах скифосарматского времени, но изготовлены они точно в Причерноморье, потому что стекла у нас в то время не было, оно тут не производилось.
— Очень интересный предмет, функционал которого не до конца ясен, — рассказывают о «зерне» в музее. — Либо это литейная форма, либо форма для выпрямления стрел. А рядом мы поместили рисунок из альбома, чтобы показать, как велась 100 лет назад научная деятельность, как всё фиксировалось. У нас есть альбомы с зарисовками археологических находок и негативы.
— Минко увлекался нумизматикой, собирал монеты. Какие-то из них были найдены им еще в южных регионах, в Крыму. Какие-то были приобретены, — рассказывают в музее. — У него в итоге получилась уникальная и довольно обширная коллекция, в ней несколько сотен монет. Она включает античные монеты — Древней Греции и Древнего Рима, в том числе периода империи, периода Римской республики.
— Есть в коллекции монеты, которые относились к Государству Селевкидов. Если говорить грубо, то это Древняя Сирия, но это очень грубо. У нас есть одна из редчайших монет Антиоха Второго, — рассказывают в музее. — Аполлон сидит на омфале, на Пупе Земли, держит в руках лук со стрелами. Это третий век до нашей эры.
— Мало кто из музеев в нашей стране может похвастать монетами Государства Селевкидов, а эта монета еще и редкая. Это большая гордость, — говорят в музее.
— Коллекция Минко поступила в музей от его вдовы. Николай Кириллович был военнообязанным, и в Первую мировую войну его призвали из Челябинска, и он пропал без вести, — рассказывают в музее. — Его вдова спустя несколько лет приняла решение коллекции передать музею, первому директору Горохову.
Иногда свои коллекции музею жертвовали организации. Так, например, в коллекции появилось украшение сартянской женщины.
— Сарты — это современные узбеки. Они жили у нас в основном в Курганской области. Такое украшение носилось на груди ежедневно, а кисти могли привязываться к волосам, вплетаться в косички. Датируется оно XIX веком, — рассказывают в музее. — Украшение пожертвовало общество «Иттихад».
— Это клад, который был найден в 1974 году в Еманжелинском районе на обычном огороде, в обычном доме. Хозяйка наняла трактор, чтобы вспахали огород. И когда этот трактор работал, он задел что-то твердое и тяжелое. Выяснилось, что под землей находится клад в мешке. Внутри было столовое серебро и монеты, — рассказывают в музее. — Солонка и сливочник пострадали сильно и вообще не экспонировались, потому что их вид не экспозиционный. Но сами по себе они достаточно интересные.
— Это эскиз к опере «Руслан и Людмила». Датируется 1913 годом, — рассказывают хранители. — Это раннее поступление музея, первая половина 1920-х годов, время гражданской войны. Тогда шло отступление белой армии, и вместе с ней из Челябинска эвакуировались многие известные и довольно состоятельные люди. Шла конфискация имущества, и кое-что через госхранилище попадало в музей. Благодаря этому эскиз сохранился. Никакой документации во время гражданской войны не велось, поэтому отследить происхождение очень сложно.
В фондах музея сейчас хранится более 300 тысяч предметов, и часть из них либо никогда не участвовала в выставках, либо не показывалась на протяжении последних десятилетий. Но к 100-летию музея у посетителей появится шанс увидеть и коллекции Минко, и графские медали. Выставки с предметами из нашего фоторепортажа откроются в эти выходные.
Любите рассматривать предметы прежних эпох? Тогда загляните в проект «Вещи века», который мы делали вместе с государственным архивом:
Фильмоскоп, коляска-чемодан и кубики, которые были у всех: вспоминаем советское детство
Авоськи, талоны, Russian vodka и тарелки от ММК: отправляемся на советскую кухню
Чулки — на каждый день, ночнушки — «на выход»: раскрываем секреты советских модниц
Угольные утюги, примусы, зубной порошок и стирка длиною в день: изучаем быт советских граждан
Жесткий выговор за маникюр, портфель из кожзама и канцелярия «по блату»: вспоминаем советскую школу