«Вас беспокоит служба безопасности Сбербанка», — фраза, после которой сотни челябинцев уже остались не только без накоплений, но и ввязались в многомиллионные кредиты. В полиции Челябинска такие случаи сейчас регистрируют ежедневно, причем разброс сумм составляет от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов рублей. Поймав жертву на крючок, аферист может вести ее несколько дней и даже уговорить продать единственное жилье. Заместитель начальника оперативно-разыскного отдела уголовного розыска УМВД России по Челябинску капитан полиции Дмитрий Павлишин предупреждает — даже если мошенника найдут, платить по счетам всё равно придется, поэтому, отвечая на звонок с незнакомого телефона, лучше насторожиться.
«Защищенный» счет
Буквально на днях в полицию поступило заявление от пожилой челябинки, которую мошенники обрабатывали несколько дней. Сначала женщина перевела им все свои накопления — 350 тысяч рублей, потом взяла такую же сумму в банке в кредит и тоже отправила на указанные аферистами счета. Когда несколько банков отказали пенсионерке в следующем займе, мошенники предложили ей продать квартиру. Тревогу забила соседка, когда к бабушке пришел риелтор.
— Сейчас чаще всего телефонные мошенники представляются сотрудниками банка, говорят о том, что была попытка несанкционированного списания и если быстро не перевести деньги на «защищенный» счет, они просто исчезнут. Потерпевшие идут в банк, обналичивают деньги, то есть они уже находятся у них в руках, казалось бы, куда безопаснее, чем держать деньги при себе? Но они тем не менее переводят их на QIWI-кошельки, причем небольшими суммами, по 15 тысяч рублей, часами стоят у банкомата, совершая по 30 операций, — говорит Дмитрий Павлишин. — Иногда мошенники звонят в течение нескольких дней, могут сказать, что поступила заявка на кредит и, чтобы ее аннулировать, нужно быстро оформить кредит и опять же обезопасить деньги. И люди идут и берут новые кредиты, а обращаются в полицию только тогда, когда им из банка приходит уведомление о просрочке платежа.
Не только наивные пенсионеры
Многие считают, что на уловки мошенников могут попасться только наивные пенсионеры или совершенно безграмотные люди, но сотрудник угрозыска отмечает, что это не так.
— В полицию часто обращаются люди среднего возраста, 30–40 лет, вполне здравомыслящие. Вот буквально вчера был потерпевший — 37 лет. Он со всех своих счетов перевел около 360 тысяч, — приводит пример капитан полиции. — Просто позвонила девушка, и он поверил. Вроде бы везде пишут, предупреждают, но страх потерять накопления в таких ситуациях срабатывает против вас. Причем часто человек переводит деньги с одной карты, а потом его спрашивают: «У вас есть еще сбережения?», и он говорит: «Да», то есть потерпевшие сами сообщают мошенникам всю информацию о себе и своих счетах.
Уловки аферистов
У мошенников есть целый арсенал методов, чтобы убедить жертву отдать деньги.
— Чаще всего мошенники делают ставку на то, что всё надо делать быстро, они держат человека на телефоне и просят всё делать очень срочно, потому что «совершается подозрительная операция» и «деньги сейчас просто исчезнут». Когда человека торопят с принятием решения, он теряется, не может сообразить и не может выйти из-под влияния, — объясняет Дмитрий Павлишин. — Кроме того, мошенники оперируют профессиональными терминами, создается фон реально работающего офиса или кол-центра, это тоже внушает доверие.
Обычно звонящий обращается к человеку по имени и отчеству, чем сразу подкупает. Но вспомните, сколько раз вы заполняли анкеты в магазинах и вносили туда свои персональные данные? Более того, если ваша банковская карта привязана к номеру телефона, то в любом приложении высветятся именно ваши имя и отчество, так что узнать их не составляет труда даже обывателю, не то что мошеннику. А зная, в каком банке человек имеет счет и его персональные данные, быть убедительными мошенникам не составляет труда.
Отдельный козырь — номер 900 или телефонные номера полиции, ФСБ, прокуратуры, приставов, с которых часто звонят мошенники.
— Сейчас с помощью программ, которые есть даже в интернете, можно на любой телефон надеть «маску», то есть на телефон будет поступать звонок с обычного номера, но информация, которая высветится у вас на экране, будет изменена. Этот как контакты в телефоне — как вы номер сохраните, под тем именем он у вас и будет высвечиваться. Поэтому, когда люди проверяют информацию о номере в интернете, может высветиться телефон, например, сотрудников правоохранительных органов, но на самом деле номер другой.
«Такие преступления проще предотвратить, чем раскрыть»
Поймать тех, кто увел со счета деньги, очень непросто, и тому есть объективные причины.
— Сложно, потому что это всё происходит дистанционно, и фактически мошенники могут находиться в любом регионе или даже за границей, — отмечает сотрудник МВД. — Плюс длительность получения ответа о том, с какого номера звонили, потому что подменные номера с использованием интернета не оставляют детализации звонков, там — IP-адреса. Надо понять, какой провайдер выдавал этот адрес, кому он присваивался, кто брал его в аренду. Как правило, это пять-шесть ступенек, чтобы найти, на кого реально был зарегистрирован адрес. Плюс мошенники используют разные сайты анонимности, которые подменяют этот IP-адрес, то есть там длительная схема. Но тем не менее и они прокалываются.
По словам Дмитрия Павлишина, сейчас раскрывается каждое шестое преступление, совершенное с помощью телефона и интернета.
— Им же всё равно приходится обналичивать деньги. Конечно, карты оформляются на подставных людей, но, когда они обналичивают деньги, мы их вычисляем и потом выслеживаем, в том числе по видео из банкоматов, — объясняет полицейский. — Есть многоэпизодные случаи, например, мы задерживали лиц цыганской национальности. Сложность в том, что они кочевой образ жизни ведут, поэтому иногда задерживаем их уже в других регионах. Это очень трудно, такие преступления проще предотвратить, чем раскрыть. И надо понимать, что это очень длительная работа, а когда люди берут кредиты, обязательства перед банками в любом случае придется выполнять.
Кто они, современные мошенники?
Раньше считалось, что телефонным мошенничеством промышляют заключенные, но сотрудник уголовного розыска говорит, что это клише. На самом деле зачастую «обрабатывают» пострадавших грамотные люди, которые разбираются не только в психологии.
— Это абсолютно разные категории: есть молодые люди, которые имеют опыт работы, у них, как правило, поставленный голос, грамотная речь, терминологией владеют, есть знания в области программирования, — перечисляет наш собеседник. — Чаще всего они сидят в интернете, общаются в своих сообществах и могут друг друга даже не знать. Но бывают случаи, когда работает несколько человек и они разыгрывают целые спектакли, когда человеку сначала якобы звонят из банка, потом набирает «сотрудник правоохранительных органов» и говорит о том, что они ловят мошенников и нужно строго выполнять все рекомендации.
При этом аферистам всё равно, из какого региона их «клиент», ведь деньги переводятся дистанционно. Но чаще всего промышляют этим люди из России, иногда — из стран ближнего зарубежья.
Наиболее популярные легенды
Мошенники изобретательны, но в этом году самой ходовой легендой стали сообщения о попытке списания средств со счета и поступивших заявках на кредит, которые необходимо срочно аннулировать. Но есть и другие варианты.
— Мошенники продолжают звонить, говорить, что произошла беда с кем-то из родственников — либо в ДТП попал, либо задержали и необходимы деньги, чтобы уладить вопросы. Иногда предлагают получить компенсацию за ранее использованные БАДы, лекарства, за ущерб здоровью. Мошенники сообщают, что якобы была проведена проверка, выяснилось, что препараты были не столь действенными, и человеку положена компенсация. А чтобы его признать потерпевшим, нужно оплатить справку или еще что-нибудь. И все хотят получить эту компенсацию, попадаются на крючок, — приводит примеры наш собеседник.
Остаются актуальными и покупки через интернет на сомнительных сайтах, предлагающих товары с суперскидками: деньги перечислены, но товара нет.
Как не попасться на удочку мошенников
Чтобы не стать жертвой аферистов, наш собеседник советует не паниковать и постараться проверить информацию, которую сообщает мошенник, или обсудить ситуацию с кем-то из близких или знакомых.
— Если звонят якобы из банка, лучше сразу прервать разговор, — говорит Дмитрий Павлишин. — Даже если вы поверили, предложите перезвонить, положите трубку и наберите на горячую линию банка. Самое главное — не поддаваться панике, проговорить ситуацию с людьми, которые находятся рядом, можно обратиться в отделение банка, но ни в коем случае не следовать советам мошенников. Если вы сомневаетесь в необходимости операции, ее лучше не совершать. Важно понимать, что сотрудник банка может лишь заблокировать счет или карту, но переводить куда-то деньги сотрудники банков не могут, ни в какие резервные ячейки. Никаких безопасных счетов вообще не бывает.
Для расчетов через интернет Дмитрий Павлишин советует иметь отдельную карту, а покупки совершать только на проверенных сайтах и через официальные приложения.
— Если вы хотите совершить покупку через интернет, надо сначала посмотреть историю этого сайта, отзывы почитать, потому что очень часто встречаются сайты-двойники, их название может чуть-чуть отличаться, буквально на одну цифру или букву. Если люди заказывали на нем товары и ничего не получили, скорее всего, отзывы есть. И лучше не оплачивать покупки на непроверенных сайтах, потому что ввод номера карты и CVC-кода — рискованное дело.
Как ведутся южноуральцы на уловки мошенников
81-летний житель Челябинска после звонка «сотрудницы службы безопасности банка» перевел аферистам все свои сбережения — более трех миллионов рублей.
Пенсионерка из Кыштыма в августе отдала почти миллион мошенникам, которые пообещали ей компенсацию за поддельные лекарства для похудения.
В июле преступники убедили женщину из Чебаркуля продать квартиру, взять кредит и перевести им все деньги. Жертва аферистов осталась без жилья и с кредитом на полмиллиона рублей.
Пенсионерка из Челябинска ввязалась в кредиты и отдала аферистам миллион. Мы позвонили тем, кто ее обманул, — аферисты нисколько не скрываются и даже бравируют тем, что продолжают «работу с клиентами».
Наша коллега из «Фонтанки» продолжила общение с позвонившими ей телефонными мошенниками и была поражена наглостью аферистов. Ей даже пригрозили уголовным делом за «хищение в особо крупных размерах» со своей же банковской карты.
Аферисты не боятся, что их найдут, а с предателями расправляются быстро. Почитайте откровения банковского мошенника, который обманывает людей больше двух лет. А еще одна «сотрудница банка» расплакалась во время звонка корреспонденту 74.RU.
Как распознать мошенника — читайте в нашей инструкции.