В Челябинской области выставили на продажу действующую фабрику по производству обуви в Златоусте. Покупателям предлагают приобрести готовый бизнес или производственных площади за 350 миллионов рублей. Судя по адресу, речь идет о компании «Юничел-Злато», входящей в крупный обувной холдинг «Юничел». Информация появилась на нескольких порталах по продаже гoтoвого бизнecа и кoммepчecкиx aктивoв. В руководстве «Юничела» подтвердили планы продать фабрику в Златоусте, а также актив в Оренбурге, и выразили надежду, что выпуск обуви там сохранится. Со своей стороны, владельцы «Юничела» намерены оптимизировать работу фабрики в Челябинске по принципу «лучше меньше, да лучше».
Два корпуса и гектар земли
В Златоусте обувную фабрику, расположенную на улице Космонавтов, 3, продают вместе с гектаром земли.
— Ocнoвнoe здание состоит из двух корпусов, имеет Г-образную форму. Главный пpoизвoдственный корпус 4 этажа и административно-производственный корпус 5 этажей, один подземный (бoмбoубeжище), — говорится в объявлении. — Общая площадь 9995,1 кв. м, в том числе одноэтажный пристрой из шлaкoблoка в торце корпуса площадью 66,8 кв. м и спецподвал площадью 320,9 кв. м.
В имущественный комплекс также входят трансформаторная подстанция, газовая котельная, химический и механический цеха, металлический склад и гараж.
Фабрика производит обувь из натуральной кожи. В производственный комплекс входят один раскройный участок, восемь заготовочных потоков, два пошивочных потока, указано в объявлении. Годовой выпуск, по итогам 2023-го, составляет 438,4 тысячи пар.
ЗАО «Юничел-Злато» образовано в 1993 году. Производит и продает обувь, входит в обувной холдинг «Юничел». По данным ФНС за второй квартал 2024 года, у «Юничел-Злато» есть проблемы с уплатой налогов — накопилась задолженность в 3,2 миллиона. За 2023 год выручка выросла на 5% до 300 миллионов, чистая прибыль увеличилась на 20% до 20 миллионов рублей.
Обувная фабрика в Златоусте ведет свою историю с 1935 года. Тогда открылась сапожная мастерская Челябкожтреста. Там работало 15 человек, они шили на заказ до 5 тысяч пар обуви в год. В 1960–70-х годах на фабрике провели масштабное перевооружение. В 1983 году предприятие выпускало больше миллиона пар мужской и подростковой обуви в год, там работало 530 человек. В конце 90-х златоустовская фабрика обанкротилась. В 2002 году контрольный пакет акций приобрел «Юничел» и возродил производство. Златоустовская фабрика специализируется на школьной обуви для мальчиков и мужской обуви.
За последние пять лет количество работников «Юничел-Злато» сократилось на 126 человек. По данным ФНС, в штате в 2018 году было 603 сотрудника, в 2020 — 576, в 2023 году — 477.
В августе этого года сотрудницы обувной фабрики «Юничел-Злато», опасаясь увольнений из-за возможного закрытия предприятия, записали обращение к Владимиру Путину. Тогда гендиректор обувной фирмы «Юничел» Владимир Денисенко заявил 74.RU, что речи о закрытии фабрики не идет. При этом в комментарии была маленькая оговорка — в данный момент. Глава «Юничела» также сообщил, что на фабрике корректируются ассортимент и меняются производственные потоки: из трех сделают два.
«Брать деньги под такие проценты — как в ломбард пойти и должником остаться»
В руководстве «Юничела» подтвердили планы продать фабрику в Златоусте. При этом выразили надежду, что выпуск обуви там сохранится.
— Мы ведем большую работу по поиску потенциальных покупателей, прежде всего среди профессиональных участников рынка — это пять крупных компаний. Ищем все возможные методы не просто реализации актива, а сохранения коллектива. Потому что самое главное — не стены, швейные и затяжные машины, а коллектив, — отметил гендиректор обувной фирмы «Юничел» Владимир Денисенко. — Технологически площадка в Златоусте укомплектована на 100% современным оборудованием, люди научены работать. Найти надо того, кто достоин сохранить эту историю и продолжить.
Со своей стороны, «Юничел» готов обеспечить новому собственнику реализацию выпускаемой продукции в своей торговой сети, по крайней мере, в первые полгода.
— Может быть, наш подход с точки зрения маркетинга неправильный. Не вписываемся мы в реалии производства обуви в России, потому что и НДС платим, и налог на прибыль, и социальные налоги по полной программе, — указал Владимир Денисенко. — Мы не пользуемся никакими льготами. А кто-то может брать кредиты под 3–5% в год при ставке рефинансирования (показатель того, по какой цене банки получают заемные средства от ЦБ РФ. — Прим. ред.), которая скоро будет 20–21%. Раньше кассовые разрывы можно было покрывать за счет кредитов. Но брать деньги под такие проценты — как в ломбард пойти и еще должником остаться. Наша рентабельность 3–5% годовых, а сейчас банки дают кредиты под 24−28%. Такого не было никогда.
За последние 8 месяцев в России закрылось 14 обувных предприятий. Они были разные по объемам, но такого давно не наблюдалось, добавил представитель «Юничела».
По словам обувщиков, одна из главных проблем легкой промышленности — конкуренция с китайской обувью, бесконтрольно завозимой из-за рубежа.
— Наши рынки совершенно не защищены с точки зрения того, что можно купить продукцию напрямую из Китая, не платя пошлин. А мы, даже работая с материалами из Китая, платим всё по полной программе. В итоге стоимость нашей продукции получается выше, чем произвести в Китае и привезти. Ну, так бизнес не делается, — посетовал Владимир Денисенко. — Даже те компании, которые просто завозят обувь из Китая в Россию, не выдерживают конкуренции с интернет-магазинами китайцев на маркетплейсах.
В руководстве «Юничела» также поделились планами по продаже обувной фабрики в Оренбурге. Идут переговоры с руководством Оренбургской области, они со своей стороны ищут инвесторов. В компании «Юничел-Оренбург», по данным ФНС, работает 346 сотрудников. За 2023 год выручка составила 203 миллиона рублей.
«Лучше делать меньше, но качественнее»
Впрочем, владельцы «Юничела», по их словам, не намерены совсем отказываться от обувного бизнеса.
— Челябинская площадка — это база, где сосредоточен интеллектуальный потенциал по разработке и внедрению новых образцов, новых технологий. У нас будет оптимизация, формирование концептуально новых подходов с точки зрения того, как производить продукцию. Вплоть до внедрения в каком-то смысле индивидуального подхода. Чтобы мы знали покупателя не просто как человека определенного года рождения, но и по размеру обуви, полноте колодки. Чтобы помогали подбирать модели, которые удобны конкретному человеку. Лучше делать меньше, но качественнее. Хороший продукт оставляет впечатление в сердцах наших потребителей. На это и будет делаться упор, — отметил Владимир Денисенко.
По таким принципам работают многие мировые производители, добавили на «Юничеле». Как пример, поделились историей семилетней давности. Челябинцы были в командировке на обувном предприятии в Португалии, выпускающем 300 тысяч пар в год. «Юничел» тогда производил около трех миллионов пар обуви.
— Когда собственник португальской компании услышал наши цифры, удивился, похвалил. А потом заметил: «Я горжусь тем, что наша продукция продается в самом лучшем обувном магазине мира (согласно мировому рейтингу обувных магазинов, он находится в Японии. — Прим. ред.), — рассказал Владимир Денисенко. — Кстати, мы тогда привезли продукцию португальцев в Челябинск, но наши покупатели не оценили.
Ранее мы рассказывали, что происходит с обувной империей «Юничел» и кому принадлежит фабрика с 90-летней историей.