Запустить пилотный проект для компаний общепита, освобождающий их от уплаты налога на добавленную стоимость, предложил президент России Владимир Путин. Об этом он заявил в пятницу, 4 июня, на Петербургском международном экономическом форуме. Рассказываем, в чём суть новации, как на эту новость отреагировали игроки челябинского ресторанного рынка и что стоит за налоговым послаблением.
— Сейчас компании, которые работают на упрощенном режиме налогообложения, обязаны перейти на общий налоговый режим, если преодолевают планку по количеству персонала, по объему выручки. Конечно, это означает дополнительную фискальную нагрузку на бизнес, и часто этот фактор сдерживает рост бизнеса, вынуждает идти на разного рода ухищрения вроде искусственного дробления компаний. Показательный пример здесь — сфера общественного питания, — заявил Владимир Путин. — Именно для компаний этой отрасли предлагаю с будущего года запустить пилотный проект. Его смысл — отработать механизм более плавного, комфортного перехода от одного налогового режима к другому.
Компании, вошедшие в этот проект, будут освобождены от уплаты НДС, если их выручка не превышает 2 миллиардов рублей в год. При этом за ними сохранится право на уплату пониженной ставки страховых взносов в 15 процентов даже в том случае, если численность персонала, занятого в компании, вырастет до 1500 человек (сейчас такой порог — 250 человек). Нововведение вступит в силу с 2022 года.
Власти посмотрят, какой это даст эффект, в том числе для «обеления» бизнеса и стимулирования развития компаний, подчеркнул президент.
«Все чеки через кассу, наём работников «вбелую» и закупка товаров тоже «вбелую», через кассу»
— Что касается «обеления», то здесь, думаю, заинтересованным лицам понятно, о чём речь: все чеки через кассу, наём работников «вбелую» и закупка товаров тоже «вбелую», через кассу, — объяснил глава государства. — Я так понимаю, что мы на одном языке разговариваем. Со своей стороны сделаю всё для того, чтобы и государство исполнило взятые на себя обязательства.
Игроки челябинского ресторанного рынка с недоверием отнеслись к возможной отмене НДС для общепита. Сейчас этот налог составляет 20%, а это довольно внушительная сумма от выручки.
— Откуда взялась цифра 2 миллиарда? — переспросил у журналиста 74.RU один из предпринимателей.
— Я бы не стал радоваться этой новости, пока мы своими глазами не увидим нормативно-правовые акты, регулирующие этот пилотный проект, и не ознакомимся со всеми его условиями, — заявил другой.
В целом идею освободить общепит от НДС предприниматели, конечно, одобряют. Но предлагают на этом не останавливаться.
«Главное, чтобы меры по поддержке российской экономики на этом не закончились»
— Даже не знаю, что сказать! Безусловно, это позитивная подвижка государства в сторону предпринимателей. Главное, чтобы меры по поддержке российской экономики на этом не закончились, — считает директор отеля-ресторана «Царский двор», председатель комитета по содействию развитию туризма в региональной общественной организации «Опора России» Юрий Звонков. — Считаю, нужен комплексный подход, при котором все субъекты предпринимательской деятельности будут в равных и благоприятных для развития условиях.
— То, что общепиту надо помогать, это точно. Но мне непонятна сама формулировка — «выручка, которая не превышает 2 миллиарда». Получается, это надо освободить весь общепит, — удивляется владелец ресторана «Купеческий двор» Лариса Курочкина. — Я бы, наверное, как-то прислушалась к этому, если бы сказали «с выручки до миллиона».
— Уже пару лет Анастасия Татулова (владелец семейных кафе «АндерСон», общественный омбудсмен в сфере малого и среднего бизнеса. — Прим. ред.) со своим сподвижником и предпринимателем Сергеем Мироновым обивали пороги Минфина на тему отмены НДС. Со стороны государства звучала ответная просьба к собственникам заведений — вывести зарплату сотрудников в белую. Круто, что бизнес и власть договорились, — говорит владелец ресторана Gong и кафе GrandMA Татьяна Старовойтова. — Но не стоит забывать, что на следующий год в планах у налоговиков — глобальные проверки по заработным платам.
В то же время большинство опрошенных нами владельцев ресторанов, баров и других заведений сообщили, что НДС не платят, так как используют другие налоговые режимы.
— Мы не плательщики НДС, поэтому для нас это не столь актуально. Если говорить про крупные компании, то для тех, кто платит налог на добавленную стоимость, это будет очень хорошо, — отмечает совладелец вьетнамского стритфуда Joy Wu Дмитрий Тоймурзин. — Правда, теперь они смогут захватить еще большую долю рынка или побольше денег заработать.
На НДС вообще не так много ресторанов относительно общего числа заведений общепита, указали эксперты. В основном это сетевики либо очень крупные рестораны.
«Отмена НДС выгодна всем — и мелким, и крупным организациям в сфере общепита»
— Если у вас одно заведение, имеете право работать на упрощенной системе налогообложения с налогом 6%. Если открыли несколько заведений — только НДС, — объясняет Татьяна Старовойтова. — Считаю, что отмена НДС выгодна всем: и мелким, и крупным организациям в сфере общепита.
«Смягчение» налоговых условий на сегменте малого и среднего бизнеса происходит параллельно с грядущим ужесточением налогового администрирования граждан, указывают экономисты. С 2021 года зарплаты граждан свыше пяти миллионов рублей в год будут облагаться по ставке НДФЛ 15%. Также обсуждается введение прогрессивного налога на недвижимое имущество.
«Предприятия фактически «вбивают» в свои цены стоимость кредитов, которые они должны привлекать для возмещения изъятых из оборота средств»
— В России получает развитие — правда, пока, точечное — смягчение налоговой нагрузки на сегменты бизнеса, играющие ключевую роль в формировании темпов роста инвестиций. Причина — внешний экономический спрос на смягчение инвестиционных условий в нашей стране. Он продиктован, как представляется, ростом товарных рынков, повышением интереса инвесторов к вложениям на развивающемся сегменте в условиях, созданных ультрамягкой монетарной политикой ведущих ЦБ, — отмечает аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. — Возврат НДС происходит не полностью, существуют административно установленные нормы для доли возможного возврата НДС и возвращение уплаченных средств предприятиям происходит не сразу. Поэтому предприятия фактически «вбивают» в свои цены стоимость кредитов, которые они должны привлекать для возмещения изъятых из оборота средств. Приблизительная оценка этих факторов в итоговых ценах, в том числе общепита, составляет от нескольких десятых до 1% на каждой операции, связанной с перепродажей товаров в рамках производственного цикла.
Освобождение общепита от уплаты НДС позволит им за счет высвободившихся средств частично или в значительной мере компенсировать различие в стоимости кредитов сравнительно со стоимостью займов для крупных отраслевых компаний, резюмирует Александр Осин.
С начала пандемии в Челябинской области закрылось 200 кафе и ресторанов, в том числе 144 в Челябинске. Всего в регионе, по данным бизнес-омбудсмена Александра Гончарова, насчитывается 4,2 тысячи предприятий общественного питания. Большинство из них, 94 процента, представляют собой микропредприятия со штатом 15 человек.