С 1 апреля на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) запустят единую систему управления рисками. Название звучит размыто, но речь идет о комплексе мер, которые исключат приток в Россию иномарок, растаможенных по льготным схемам. Власти надеются заблокировать поток серого импорта, увеличить таможенные сборы и снизить конкуренцию для автомобилей российской сборки. Эксперты не исключают, что под удар попадут и те, кто уже ввез «параллельную машину», растаможенную по заниженным ставкам. Подобные зачистки мы видели в отношении машин с армянскими номерами, но в данном случае речь идет об автомобилях, уже зарегистрированных в России.
В чем суть проблемы
Россия, Казахстан, Киргизия, Армения и Белоруссия входят в Евразийский экономический союз, поэтому ввозить автомобиль в Россию из другой страны ЕАЭС можно без таможенной очистки. Однако во всех странах Союза действуют как единые для всего ЕАЭС схемы растаможки автомобилей, так и собственные, для внутреннего пользования. Например, при ввозе популярного в России электромобиля Zeekr 001 в средней комплектации, который в Китае стоит $ 44 тысячи (около 4 млн рублей), совокупный таможенный платеж составляет 2,6 млн рублей: сумма включает НДС, акциз, пошлину, утилизационный сбор, таможенное оформление. Но в Киргизии нет НДС, акциза и ряда других платежей на электромобили, а пошлина составляет 15% от цены, что позволяет сэкономить до 2 млн рублей. Поэтому Zeekr 001 в России стоит от 5,5 млн рублей, хотя при официальной растаможке его цена вряд ли была бы ниже 7–8 млн рублей.
У импортеров есть и большой резерв по занижению таможенной стоимости автомобиля, что напрямую влияет на ряд платежей. Практика в разных странах неоднородна и были попытки установить минимальный размер таможенной стоимости, чтобы исключить совсем абсурдные занижения. Но в любом случае непрозрачная стоимость автомобиля позволяет существенно экономить, чем пользуются при серых схемах импорта.
Льготные схемы стран ЕАЭС предназначены исключительно для машин, которые ввезены для внутреннего пользования. Но страны ЕАЭС никак не препятствуют перетоку таких автомобилей в Россию. В последнее время главным хабом стала Киргизия (8% импорта), за которой идет Казахстан (6%), Белоруссия (2%) и Армения (1%). Остальные 80% — это прямой импорт из Китая, как официальный, так и параллельный.
Что предлагает Россия
Россия предлагает запретить подобные практики за счет внедрения информационной системы, отдаленно напоминающей контроль алкогольного рынка. Вопрос подняли в начале февраля на заседании межправительственного совета ЕАЭС в Алма-Ате: власти соответствующих стран должны запустить систему управления рисками к 1 апреля 2024 года.
Предварительный текст поручения включает несколько любопытных пунктов. Например, предусматривается возможность начисления таможенных пошлин и иных платежей в случае, если автомобиль ввезен в Россию из стран ЕАЭС: речь о дополнительных сборах для владельцев «криво» растаможенных машин. Другой пункт предписывает членам ЕАЭС обеспечить использование товаров, растаможенных по льготным схемам, только в пределах своей территории. Попутно усиливается контроль за таможенной стоимостью товаров, а также за практикой пересчета этой стоимости.
По мнению российской стороны, существующий подход «нивелирует предпринимаемые меры по развитию внутреннего производства, а также сокращает поступления в федеральный бюджет». В пример приводится импорт электромобилей из Киргизии.
В конце января 2024 года правительство РФ отменило упрощенную сертификацию электромобилей. В правительстве уточнили, что схема параллельного импорта действует только для марок, которые ушли из России. Что касается популярных электромобилей и гибридов (Zeekr, Lixiang, Nio, BYD, Avatr и т. д.), для их легализации юрлицам придется получать ОТТС (одобрение типа транспортного средства) вместо более простого документа ЗОЕТС. При этом ввоз электромобилей частными лицами сохраняется, но с упрощенными схемами будет бороться описанная выше «система управления рисками».
В целом схему параллельного импорта продлили на 2024 год: напомним, что изначально она действовала только до февраля 2024 года.
Могут ли «нахлобучить» нынешних владельцев?
По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, такой риск существует.
— Для начала непонятно, будет ли этот проект превращен в реально работающий механизм, — говорит он. — Но если будет, то, конечно же, это, во-первых, приведет к удорожанию автомобилей, потому что пропадает возможность занижать таможенные пошлины. Нужно будет таможить, по большому счету, в лоб, а это совсем другой уровень издержек. Второй момент — это безусловно возможность по VIN автомобилей, которым уже раньше начислены какие-то таможенные платежи, провести контроль таможенной стоимости товара, а доначислить — совершенно не проблема.
Антон Шапарин подчеркивает, что к этому шло уже давно и подобные риски просматривались сразу после введения схемы параллельного импорта через «демпингующие» страны. Он отмечает, что вопрос для России становится принципиальным, потому что речь о недоборе триллионных сумм.
— Люди, которые покупают машины, растаможенные в Киргизии, играют в своего рода лотерею: повезет — не повезет, поймают — не поймают, — говорит эксперт.
«Мы всегда считали, что покупать машины с дешевой растаможкой нельзя, но, к сожалению, к нам не прислушиваются»
Предложенные Россией меры укладываются в логику последних месяцев, направленную на ужесточение правил параллельного импорта. Например, в августе не только возрос утилизационный сбор при ввозе автомобилей, но и появилось новое ограничение для частников: по ставкам для физлиц теперь можно ввозить один автомобиль в год. Осенью из схемы параллельного импорта вывели часть китайских марок.
Доплатите 300 тысяч
Мы уже рассказывали о ряде подводных камней, которые появились после изменения формулировок в правилах параллельного импорта. В августовском постановлении правительства об увеличении утильсбора есть малозаметная сноска № 6, суть которой объяснил нам автоюрист Лев Воропаев:
— Примечание касается автомобилей, которые ввезены в Россию для личного пользования из стран ЕАЭС. Если в течение двух лет такой автомобиль не встанет на учет в одной из стран ЕАЭС, кроме России, то его владельцу необходимо будет оплатить утилизационный сбор по высокому тарифу для юрлиц. То есть фактически государство устанавливает заградительные пошлины, но в виде утилизационных сборов. Оно говорит: «Если не хотите платить, то вывозите машину и регистрируйте в Киргизии или Армении, и пусть там разбираются с этим, условно, автохламом». Если же хотите использовать в России, то платите полный утильсбор, который формально является формой компенсации экологического вреда.
Увеличенный утильсбор для автомобилей с объемом двигателя 1–2 литра составит 300,6 тысячи рублей (новые) и 528,8 тысячи (подержанные). Для двигателей объемом 2–3 литра величины достигают 844,8 тысячи и 1,279 миллиона соответственно. А максимальная ставка действует для б/у автомобилей с моторами более 4 литров — 1,624 миллиона рублей.
Нужно ли бороться с серыми схемами автоимпорта?
Вот уже год власти борются с автомобилями, которые проходят «заочную сертификацию» (без предоставления машины в аккредитованную лабораторию). Грядущее изменение правил спровоцировало некоторый ажиотаж на рынке параллельных машин. При этом в целом доля таких автомобилей сокращается.