Читатели 74.RU обратили внимание на распространение в Челябинске так называемых бензороботов — мини-АЗС, которые работают без оператора и предлагают экономию до 7 рублей с литра бензина. Всех волнует два вопроса: насколько они законны и, главное, каким именно бензином торгуют? Мы углубились в вопрос, и оказалось, что он гораздо масштабней, чем казалось на первый взгляд. Например, в Челябинске расположено несколько заводов по производству бензороботов, но свои устройства они продают в основном в другие города. Ниже — ответы на часто задаваемые вопросы о бензороботах.
- Что такое бензоробот?
- А это вообще законно?
- А сколько сэкономишь на такой АЗС?
- Насколько качественный бензин продают бензороботы?
- Контейнерные АЗС — рентабельный бизнес?
Что такое бензоробот?
Это полностью автоматизированная легкосборная автоматическая заправочная станция, оснащенная надземной емкостью для топлива — это отличает их от полноценных АЗС, резервуары которых находятся под землей.
Особенной новизны в этой идее нет: бензороботы являются разновидностью контейнерных АЗС, которые получили распространение еще в 1990-х. В десятых годах их постепенно вытеснили сетевые заправки, но идея контейнерных АЗС получила новый импульс, когда появились автоматизированные заправки, не требующие присутствия оператора.
А это вообще законно?
Вопрос о безопасности и законности бензороботов стал особенно острым после возгорания такой заправки в «Парковом-2» 5 августа.
Для установки классических АЗС требуется огромное количество согласований, тогда как бензороботы появляются как будто в произвольных местах и зачастую принадлежат не крупным фирмам, а бизнесменам-частникам.
Тем не менее в российских нормативах есть понятие контейнерной АЗС — например, в СП 156.13130.2014 она определяется как заправка, у которой резервуар расположен над землей, а топливораздаточная колонка конструктивно объединена с контейнером для хранения топлива. В нормативах есть еще близкое понятие модульной АЗС, но у нее колонка и надземный резервуар разнесены.
На заводе «Форвардс», занимающемся производством контейнерных бензороботов, на вопрос об их легитимности в сравнении с обычными заправками ответили так:
— Классические АЗС — это очень забюрокраченная история, поскольку при их строительстве необходимо проводить земельные работы и получать множество согласований, а мы делаем контейнерные АЗС, которые полностью разрешены законом. Для них тоже есть требования, например, к размещению, но если их выполнить, они имеют право работать.
Воспламенившаяся АЗС в «Парковом-2» была производства как раз «Форвардс». Ее представитель сказал, что возгорание имело внешний характер: по данным самой компании, водитель Lada Largus заправлял пластиковую канистру, которая вспыхнула из-за разряда статического электричества.
Валерий Чернов, гендиректор компании «Бензот», которая также занимается производство бензороботов в Челябинске, подробнее рассказал о требованиях к размещению контейнерных АЗС:
— Согласно правилам пожарной безопасности НПБ 111–98 для АЗС с контейнером объемом до 20 кубометров минимальное расстояние до лесных массивов — 12 метров, до края проезжей части — 15 метров, до гаражей и стоянок — 20 метров, до производственных зданий — 25 метров, до жилых домов — 40 метров.
При этом компания «Бензот» продает свои АЗС за пределы Южного Урала, а к использованию бензороботов в Челябинске ее директор относится скептически:
— С бензороботами нет проблем, если соблюдать все правила: в этом случае, вход в бизнес достаточно простой, — говорит Валерий Чернов. — А если не соблюдать, то это Челябинск. Например, правила размещения здесь нарушают регулярно, но не стоит забывать, что любая АЗС — это объект повышенной опасности.
Он отмечает, что, несмотря на наличие собственных заводов по производству контейнерных АЗС, в Челябинске это направление не получило мощного развития, а действующие игроки идут по пути наименьшего сопротивления. Поэтому сама компания «Бензот» предпочитает работать с иногородними бизнесменами.
А сколько сэкономишь на такой АЗС?
В Челябинске они продают в основном один вид топлива, хотя технических препятствий для торговли всем ассортиментом бензинов и дизтоплива нет. Владельцы таких АЗС в частном разговоре сказали, что предпочитают бензин АИ-92, поскольку торговать «девяносто пятым» невыгодно: маржа получается меньше, а любители бензина АИ-95 чаще выбирают сетевые АЗС.
Стоимость бензина АИ-92 на контейнерных АЗС в Челябинске составляет чуть менее 40 рублей за литр. Это на 3–7 рублей дешевле, чем стоит такой же бензин на сетевых АЗС. Относительно же АИ-95 экономия достигает до 10 рублей с литра. Много ли это? Скажем, при годовом пробеге 20 тысяч километров и среднем расходе 8 л/100 км каждый рубль в цене топлива выливается в 1600 рублей годовой переплаты, а пять рублей — в 8000. Впрочем, выгоды и риски каждый автомобилист оценивает по-своему — универсального рецепта здесь нет.
Насколько качественный бензин продают бензороботы?
Опрошенные нами владельцы контейнерных АЗС заявляли, что покупают топливо на раздаточной базе одной из крупных нефтяных компаний. Но проверить это сложно — потребуется доступ к финансовым документам компании, а на самих контейнерных АЗС детальной информации о топливе мы не нашли. Кроме того, даже если в данный момент такая заправка торгует качественным топливом, нет никаких гарантий, что в следующий раз владелец не зальет в них паленое топливо: сознательно или по ошибке. Кроме того, контейнерные АЗС нуждаются в регулярном обслуживании: нужно проверять резервуары на наличие воды, менять фильтры, периодически чистить емкости. Кто и как этим занимается — вопрос также открытый.
Один из владельцев сети таких АЗС в анонимном разговоре сообщил, что следит за качеством очень тщательно, поэтому в его сети заправляются все знакомые — то есть он дорожит личной репутацией (и, кстати, ездит на электромобиле). При этом он сказал, что в Челябинске много «пацанов», которые ставят АЗС непонятно где и льют в них непонятно что. Подтвердить или опровергнуть эти заявления без лабораторного анализа топлив нельзя, но вполне очевидно, что владелец контейнерных заправок несет куда меньше юридических рисков, чем, например, брендированная сеть АЗС.
В России контроль топлив осложнен чрезмерной забюрокраченностью процедуры: проводить проверки могут лишь надзорные органы, предупреждая руководство АЗС заранее (да-да) и не слишком часто. Лет пять назад обсуждалась идея общественных контролеров, но на практике реализована не была.
Аналогичная ситуация — с недоливами топлива. Два года назад предлагалось ввести оборотные штрафы для АЗС (то есть в пропорции к денежному обороту компании), но и эта идея забуксовала в согласованиях.
Обе проблемы могут встречаться и на АЗС крупных сетей, но поскольку их бизнес зависит от государства и политики, в последние годы они стараются не лезть на рожон и следят за качеством топлива: для них риски зачастую не сопоставимы с экономией. Что касается мелких сетей классических АЗС и контейнерных заправок, то здесь качество топлива и точность налива во многом определяется чистоплотностью владельца.
Опрос среди друзей и знакомых показал, что есть те, кто пользуется услугами контейнерных АЗС давно и доволен, но есть и те, кто попробовал и нарвался на плохой бензин (жалобы на «чихание» двигателя и странный запах топлива).
Контейнерные АЗС — рентабельный бизнес?
Несмотря на наличие нескольких производителей таких заправок, Челябинск относится к аутсайдерам по их числу: спикеры говорят, что куда больший спрос на бензороботы, например, в Самаре.
Валерий Чернов рассказал, что в 2018 году при формировании рекомендаций для владельцев таких АЗС компания «Бензот» исходила из следующих параметров: маржа с литра топлива должна составлять не менее 3 рублей, суточные продажи — не менее куба (1000 л).
— При таких условиях бизнес становится рентабельным: то есть вы зарабатываете на каждой АЗС порядка 90 тысяч рублей в месяц, из которых примерно 20 тысяч уходят на постоянные расходы, — говорит Валерий Чернов.
Плюсы контейнерных АЗС — простота монтажа и отсутствие работника. Из минусов — сложности с поиском хорошего места, где установка АЗС разрешена и высок трафик клиентов. Например, владелец одной из заправок на «Меридиане» рассказал, что в сутки его АЗС продает порядка 400 литров, правда, и маржа выше — порядка 5 рублей с литра. По его словам, это тот минимум, при котором имеет смысл работать; всё, что ниже — себе в убыток.
Для частных АЗС в России есть и еще один глобальный риск — аномальное соотношение оптовых и розничных цен на бензины. После топливного кризиса 2018 года государство установило потолок розничной цены для топлив — с тех пор она росла в пределах инфляции. Поэтому были периоды, когда сетевые игроки искусственно сдерживали стоимость бензинов на заправках, а оптовая цена продолжала расти и почти сравнивалась с розничной: для независимых АЗС это было катастрофой. Но весной 2022 года оптовые цены на топлива резко упали, поэтому рентабельность бизнеса именно сейчас находится на неплохом уровне. Вопрос в том, надолго ли.
Не стоит забывать и про инвестиции в бизнес. Скажем, контейнерная АЗС на 6 кубов с учетом НДС и прочих расходов обойдется примерно в 2 миллиона рублей, 30-кубовая — в 3 миллиона. Если принять чистую прибыль с одной заправки на уровне 70 тысяч рублей в месяц, эти деньги отобьются через два с половиной года без учета банковских переплат (если речь о кредитных средствах).
На каких АЗС заправляетесь вы?