Дороги и транспорт Кризис-2024 эксперт Таксисты массово уходят в нелегалы? Почему быть бомбилами для многих водителей стало выгоднее

Таксисты массово уходят в нелегалы? Почему быть бомбилами для многих водителей стало выгоднее

Чем дальше от столицы, тем глубже проблема — ужесточения работают не всегда

В аэропортах число бомбил стало особенно заметнее

Источник:

Российские водители такси всё чащe бегут в нелегалы. По данным агентств «Прессиндекс» и «Цифровые платформы», в России расцвели группы и чаты в соцсетях и мессенджерах, где можно вызвать такси, минуя официальные приложения. Подробности — в материале MSK1.RU.

Не от хорошей жизни?

По данным Минтранса, в России встали на учет 620 тысяч таксистов, 100 тысяч перевозчиков (у каждого может быть несколько машин) и свыше 1 тысячи агрегаторов. Можно сравнить с объемом нелегального рынка: в Telegram более 230 групп и около 30 чат-ботов для вызова такси, а в VK — около 3800 сообществ, где можно заказать машину или организовать совместную поездку.

Таксисты уходят в нелегалы, разумеется, не от хорошей жизни. Последние годы последовательно ужесточались законы. Скажем, с 1 сентября водители такси обязаны оформлять новый полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Вместе с обязательным страхованием автогражданской ответственности (ОСАГО) это нововведение требует от водителей дополнительных финансовых затрат. Стоимость полиса ОСГОП варьируется от 1,3 до 5,4 тысячи рублей в год в зависимости от индивидуальных рисков. Отсутствие данного полиса может привести к крупным штрафам.

Кроме того, многие таксисты сталкиваются с высокими комиссиями, которые агрегаторы берут с каждой выполненной поездки. Водители, работающие на арендованных автомобилях, вынуждены дополнительно выплачивать деньги таксопаркам. Бомбилам никому ничего платить, естественно, не надо. Правда, и рисков больше: никакой безопасности, страховки, защиты прав потребителей.

Можно ли в России сделать такси полностью легальным? Не слишком оптимистично смотрит на происходящее в таксомоторной отрасли гендиректор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом) Дмитрий Матвеев. По его словам, таксисты и до ужесточения законодательства работали «в серую», просто масштабы проблемы увеличились.

— Чем дальше от столицы и больших городов — тем больше таксистов, не имеющих разрешение на работу, — делится наблюдениями Матвеев. — В регионах с плохим общественным транспортом (изношенный автопарк, время ожидания на остановках от 40 минут до часа) и так уже много бомбил.

— Работать легально невыгодно?

— Ну смотрите. Во-первых, высокая цена на ОСАГО на пассажирские перевозки (до 150 тысяч рублей в зависимости от региона), а также всё больше и больше случаев отказов страховыми в выдаче полиса таксистам по самым разным предлогам. Кстати, настоящая же причина в том, что такси сам по себе аварийный транспорт и для собственных пассажиров, и для других участников дорожного движения.

Вторая причина — усиление регулирования отрасли государством. С 1 сентября таксопарки обязаны помимо ОСАГО оформлять еще и ОСГОП (договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров). А тариф — до 5,5 тысячи рублей в год за одно транспортное средство! На первый взгляд может показаться, что это немного, но из-за вот таких вот «мелких» издержек и растет себестоимость проезда в такси.

— Плюс, как жалуются сами таксисты, возросло обслуживание самих машин: бензин, масло, запчасти.

— Я вам скажу, что сейчас на обслуживание машины и топливо среднестатистический водитель тратит до половины заработанных денег. Для многих, кто подрабатывал в такси, такая подработка теперь стала не так выгодна, как раньше, поэтому некоторые просто прекратили деятельность, а некоторые начали работать «в серую».

— Но, учитывая количество работающих в «тени», не умрут ли легальные агрегаторы?

— Нет, конечно, сама отрасль такси не умрет. И, конечно, будет развиваться. Но цена на услуги будет неизбежно расти вслед за топливом, лизингом, страхованием. Снижения цен ожидать точно не стоит.

— Сколько будут стоить поездки?

— Средняя по стране цена за поездку в такси в текущем году — 500 рублей, а в начале 2025 года она может вырасти от 20 до 30%. Из-за высокой цены какая-то часть клиентов, к сожалению, сделает выбор в пользу «такси» из социальной сети, поездка в котором будет стоить на условные 100 рублей дешевле. А таксопаркам бомбилы грозят увеличением сроков простоя автомобилей.

— Но если всё дело в экономических причинах, нужно ли ужесточать госконтроль?

— Конечно, нужно. Потому что «серые» таксисты — это удар по транспортной дисциплине, которая у нас в стране и так хромает. Водители (да и пешеходы тоже) расслаблены, они могут себе позволять не пристегивать ремни безопасности, пользоваться за рулем мобильным телефоном, садиться за руль в нетрезвом состоянии, — говорит Матвеев.

Как заставить быть легальными всех

— Что вообще государство должно делать, чтобы вернуть хотя бы часть бомбил в легальное поле?

— Ограничить деятельность нелегалов могло бы ужесточение контроля, включая блокировку «серых» Telegram-каналов, мониторинг соцсетей и, конечно, наложение штрафов, — отвечает на этот вопрос в беседе с MSK1.RU гендиректор юридической компании «Группа А» Георгий Габолаев. — Но одновременно нужны и меры по легализации, чтобы уменьшить мотивацию таксистов работать «в серую». Это как снижение налоговой нагрузки, уменьшение комиссий агрегаторов или предоставление компенсаций. Плюс создание доступных процедур для получения лицензий и регистрации в качестве самозанятых, чтобы упростить переход нелегальных водителей в легальный сегмент.

А вы доверяете нелегальным таксистам?

Нет, только официальным
Бомбил вижу только в аэропортах, никогда с ними не езжу
Отказался от официального такси из-за цен
Езжу только на своей машине
Езжу на общественном транспорте

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
Придавило платформой. Гигапроект нового российского автомобиля подорожал вдвое за месяц
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления