Бизнес Дороги и транспорт Снежный буран на Южном Урале расследование Деньги с неба: кто гребет миллиарды за неубранный снег в Челябинске

Деньги с неба: кто гребет миллиарды за неубранный снег в Челябинске

За декабрь дорожные короли получили практически полную оплату

Горожане жалуются на плохо почищенные дороги с конца декабря

Челябинск в конце декабря накрыли мощные снежные бураны — выпало больше месячной нормы осадков. Город оказался парализован. Катаклизмы продолжились и в первые рабочие дни 2024 года. Основной причиной стали сугробы на дорогах и тротуарах, то есть за две недели дорожники не смогли полностью устранить последствия снегопадов. Между тем на содержание улично-дорожной сети, в том числе на вывоз снега, из городского бюджета выделены солидные суммы — 7 миллиардов рублей на три года. Изучаем, сколько и кому из дорожных королей уже заплатили за декабрь и как подрядчиков штрафовали за нарушения.

Кому достались жирные контракты

В Челябинске за содержание и уборку дорог отвечают три компании. Их определили в ходе торгов в мае-июне 2022 года. Тогда разыграли семь лотов (по числу районов) в общей сложности на семь с лишним миллиардов рублей. Эту сумму победителям заплатят за три года работы, с июня 2022-го до июля 2025 года.

Большую часть контрактов — 5 из 7 — по максимальной цене получило АО «Ойкумена». Компания отвечает за обслуживание дорог в Курчатовском, Калининском, Тракторозаводском, Ленинском и Советском районах. Всего ей перепадет из бюджета 4,9 миллиарда рублей.

АО «Ойкумена» зарегистрировано в Москве в 2002 году. Есть филиалы в 8 городах, включая Челябинск. Гендиректором является Лев Гниденко, его называют одним из бенефициаров всего холдинга. До 4 марта 2022 года учредителями АО «Ойкумена» значились Михаил Семенов и Андрей Бурцев (вместе с Львом Гниденко они фигурируют среди совладельцев нескольких фирм). Сейчас в открытом доступе данных акционеров нет, информация о них находится у держателя реестра акционеров — ОАО «Реестр». «Ойкумене» принадлежит 30% акций «Ингеокома», который строил метро в Москве и Челябинске. Также АО «Ойкумена» аффилирована с ООО ЦКС — регоператором по вывозу мусора. По данным сервиса Rusprofile, в 2022 году выручка компании снизилась на 78% — до 1,8 миллиарда, убыток составил 604 миллиона рублей.

На дорожный рынок региона компания «Ойкумена» пришла в 2019 году, когда в опалу попал «Южуралмост». Новый подрядчик сразу же получил контракты на 15 миллиардов рублей за трехлетнее обслуживание региональных трасс. На торгах по содержанию областных дорог в 2022–2024 годах «Ойкумене» достался один контракт на 1,4 миллиарда рублей. Зато аффилированная с ней компания «Урал-Сервис-Групп» (учредитель — АО «Ойкумена») забрала 7 контрактов по 1,2 миллиарда рублей. В итоге тандем «Ойкумена» и «Урал-Сервис-Групп» за три года заработает 9,8 миллиарда рублей.

После подписания контрактов с мэрией главный подрядчик по уборке челябинских дорог — «Ойкумена» — заключил договоры с «ГК Автодор», которая на тот момент существовала всего месяц (!). Предприятие в качестве субподрядчика взяло на себя обязанности по содержанию улично-дорожной сети пяти районов. Мы подсчитали, что за эту работу «ГК Автодор» должен получить в общей сложности 4,77 миллиарда рублей.

«ГК Автодор» зарегистрирована 27 мая 2022 года в Челябинске. Уставный капитал — 100 тысяч рублей. Учредитель и гендиректор — Александр Леонов. Он же является совладельцем ООО ЦКС — 25%, остальные 75% — за ООО «ЗГ Строймонтаж». За 2022 год выручка выросла до 745,2 миллиона, чистая прибыль — до 45,2 миллиона рублей.

В «ГК Автодор» сообщили, что два района убирают сами, ещё три района — силами компаний «Строймеханизация» и «ЭкоТранс».

«Строймеханизация» создана в 2005 году. В 2020–2022 годах предприятие считалось крупнейшим дорожным подрядчиком. По данным сервиса «Контур.Фокус», владельцами компании являются Валерия Вайнштейн — 58,24%, Николай Щербатов — 11,76% и «Сервис-поставка Урал» — 30%. Предприятие контролируется семьей челябинских бизнесменов Сергея и Евгения Вайнштейнов. За 2022 год выручка выросла до 3,5 миллиарда рублей, чистая прибыль составила 101,1 миллиона рублей.

Из-за снежных куч усилились пробки, и общественный транспорт парализовало

Один из дорогостоящих контрактов — содержание дорог в Центральном районе на 1,14 миллиарда рублей — заключило ООО «ЭлектроСтрой». На дорожном рынке Челябинска это новичок. Ранее компания занималась проектно-изыскательскими работами, строила и реконструировала электросетевые объекты в Челябинской, Тюменской, Свердловской, Пермской областях, а также в Крыму.

«ЭлектроСтрой» зарегистрирован в Челябинске в 2006 году. Занимается электромонтажными работами, строительством зданий, различными видами торговли. С мая 2017 года компания принадлежит Ильясу Зайнутдинову (он же директор). Ранее среди владельцев значились ЗАО «Энергия» (учредители — «Челябэнерго» и ЗАО «Профцентр», ликвидировано в 2013 году), ООО «Энергофонд», Александр Селихов, Валентин Козлов, Борис Ландихов (совладельцы и топ-менеджеры ранее упомянутых компаний). По данным Rusprofile, за 2022 год выручка компании составила 1,5 миллиарда рублей, чистая прибыль — 53 миллиона рублей.

Также компания «ЭлектроСтрой» выиграла два контракта на содержание региональных дорог в 2022–2024 годах по 1,24 миллиарда рублей каждый. По нему «ЭлектроСтрой» отвечает за уборку дорог в южной части региона — в Чесме, Варне, Карталах и Бредах. При этом в ходе проверок регионального отделения Народного фронта выяснилось, что фактически работы вместо ООО «ЭлектроСтрой» выполняет компания «Стройтех».

По этой же схеме «ЭлектроСтрой» продолжил работу по содержанию дорог в Челябинске. Компания «Стройтех» в 2020–2022 годах отвечала за уборку и содержание второстепенных дорог в Центральном и Советском районах. Тогда она получила полумиллиардный контракт. В 2020-м «Стройтех» проводил строительно-монтажные работы на улице Татищева, во время пандемии участвовал в дезинфекции городских улиц. Также компания ремонтировала дорогу и тротуары на участке от Воровского до 3 Интернационала за 43,4 миллиона.

Предприятие «Стройтех» создано в 2015 году. Владельцем и директором является Евгений Луганский (с июня 2022 года). Ранее компания принадлежала Виталию Попкову. По данным сервиса «Контур.Фокус», в штате 238 сотрудников. В 2022 году выручка выросла до двух миллиардов рублей, чистая прибыль — 155,4 миллиона рублей.

С 6 июня 2022 года «Стройтех работает по договору с «ЭлектроСтроем» в качестве субпродрядчика (соисполнителя). При этом суммы, которые должны получить «ЭлектроСтрой» и «Стройтех», совпадают до копейки — 1,14 миллиарда рублей. Видимо, не жадный попался подрядчик!

За уборку и содержание дорог в Металлургическом районе отвечает ООО «Союз Автодор». За три года компания должна получить 743,8 миллиона рублей.

«Союз Автодор» зарегистрирован в 2009 году в Ивановской области, до июля 2019-го предприятие называлось «ДСУ-1». Занимается строительством, ремонтом и содержанием дорог. В штате 1434 человека. По данным сервиса «Контур.Фокус», владельцем компании является Александр Комков. Ему также принадлежит ООО «Синеборье» во Владимирской области — производитель бутилированной воды. В 2022 году выручка «Союз Автодора» составила 11 миллиардов, чистая прибыль — 475 миллионов рублей.

По мнению участников рынка и СМИ, «Союз Автодор» контролирует семья известного ивановского бизнесмена, владельца дорожно-строительных компаний, торговых центров в Иваново и Москве Телмана Ферояна.

За что платит бюджет

Подрядчики обязаны содержать дороги и тротуары в проезжем и безопасном состоянии, вывозить снег и мусор, наносить разметку, делать мелкий ремонт, летом — подметать и поливать, обслуживать газоны, зимой при необходимости отсыпать специальными противогололедными смесями и так далее. В каждом контракте перечислены дороги, тротуары и парковки, которые обслуживает победитель торгов.

Таких куч контракт точно не допускает

Оплата за работу идет ежемесячно, после приемки работ. За нарушения подрядчику грозят штрафы — в процентах от стоимости контракта, следует из конкурсной документации.

С жалобой на уборку Челябинска от снега можно обращаться к диспетчеру Комитета дорожного хозяйства по телефону: +....7 951 771–73–25 (есть мессенджеры для отправки фотографий проблемных участков).

В начале зимы городские власти напоминали, что по действующим контрактам после завершения снегопада подрядчики должны:

  • очищать проезжую часть за 6 часов,

  • ликвидировать накат и гололедные явления — за 6 часов,

  • очищать тротуары от рыхлого снега — в течение суток.

— В случае выявления нарушений подрядчикам направляются предписания об устранении, игнорирование которых может обернуться штрафом 100 тысяч рублей за каждое, — пригрозили в мэрии.

Миллионы по плану

C момента пусть даже рекордных снегопадов прошло почти три недели. При этом огромные снежные валы до сих пор мозолят глаза челябинцам. И вряд ли у кого-то повернется язык назвать такую работу по содержанию и уборке дорог удовлетворительной. Мы решили проверить, как всё это сказалось на оплате труда дорожников.

Горожане не раз жаловались на трактора, которые ездят, но ничего не чистят

По условиям трехлетних контрактов, их исполнение разбито на 36 этапов — по числу месяцев. В настоящее время пройдено 18 этапов, то есть контракты выполнены наполовину. По плану деньги перечисляют равными порциями. При этом представители Комитета дорожного хозяйства должны проверить объем и качество выполненных работ, составить акт приемки и только после этого заплатить подрядчикам.

Для примера мы посмотрели документы по самому дорогому контракту — на уборку дорог в Советском районе. За три года главный подрядчик должен получить из городского бюджета 1,4 миллиарда рублей. Из них 1,3 миллиарда рублей уйдет «ГК Автодор», затем предприятие будет рассчитываться со своими подрядчиками.

Судя по документации на сайте госзакупок, в 2022 году «Ойкумена» ежемесячно получала по 35,8 миллиона, в 2023 году — по 37,2 миллиона рублей (кроме декабря — тут заплатили на 96 тысяч рублей меньше). Скорее всего, в 2024-ом и 2025 годах суммы увеличатся, повышение с учетом инфляции заложено в контракте.

Акт о приемке работ за декабрь подписали 25-го числа. Как раз накануне рекордных снегопадов, обрушившихся на Челябинск

Всё бы ничего, но знаете, что нас удивило? Акт о приемке выполненных в декабре работ представители мэрии подписали ещё 25 декабря — в аккурат перед двумя мощными снегопадами. Челябинск до сих пор разгребают от снега, 10-балльные пробки стали обычным явлением. Однако, по мнению представителя Комитета дорожного хозяйства, из 160 километров дорог в Советском районе всего 4 километра не соответствовали «заданному уровню содержания». Всё остальное убрано прекрасно и подлежит оплате.

Справедливости ради скажем, что штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств тоже были — два в декабре и два — уже в январе (каждый — по 100 тысяч рублей).

Аналогичная картина складывается и по другим контрактам. Например, в Курчатовском районе городской бюджет ежемесячно платил за содержание дорог в 2022 году — по 24,6 миллиона рублей, в 2023 году — по 25,6 миллиона рублей, та же сумма была в декабре.

За содержание улично-дорожной сети Центрального района «ЭлектроСтрой» получал 29,8 миллиона рублей в месяц в 2022 году и 30,5 миллиона рублей — в 2023-ем. Судя по документам, в последний месяц года комиссия обследовала 90,9 км дорог в Центральном районе, из них недовольство вызвало состояние лишь 7 км. В итоге работы за декабрь приняты в полном объеме, указано в акте от 25 декабря 2023 года.

В Центральном районе принятые работы также оформили 25 декабря 2023 года

Что касается штрафных санкций, то в начале декабря заказчик выписал «Электрострою» два штрафа по 100 тысяч рублей (за нарушения в ноябре — Прим. Ред.). Еще один на ту же сумму прилетел 10 января 2024 года. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это тоже штраф за старое нарушение — невыполнение предписания от 6 декабря прошлого года. Впрочем, что такое 100 тысяч на фоне трех десятков миллионов рублей, ежемесячно перечисляемых подрядчику. Даже переживать не стоит…

В Металлургическом районе нынешний подрядчик получил контракт на месяц позже, чем другие — с 30 июня 2022 года. Дело в том, что поначалу победителем аукциона на содержание дорог в Металлургическом районе в 2022–2025 годах признали компанию «Строймеханизация». Но один из участников — «Союз Автодор» — пожаловался в антимонопольную службу на то, что его по надуманным причинам не допустили к торгам. Челябинское управление ФАС отменило итоги аукциона и обязало заказчика заново рассмотреть все поступившие заявки. В итоге «Союз Автодор» из Ивановской области, кстати, снизивший сумму на 15 миллионов рублей, признали победителем.

Информация о ненадлежащем исполнении контракта в декабре 2023 года отсутствует, резюмировали в КДХ

В 2022 году компания «Союз Автодор» ежемесячно зарабатывала на уборке дорог 19,5 миллиона рублей, в 2023 году — 20,2 миллиона рублей. По данным Единой информационной системы в сфере закупок, документ о приемке работ на стандартную сумму — 20,2 миллиона рублей, подписан 20 декабря 2023 года. Правда, в открытый доступ до сих пор не выложен. Кроме того, 9–10 января 2024 года оформлено 12 требований об уплате штрафов по 100 тысяч рублей каждый.

В пятницу, 12 января, Челябинск снова встал в 10-балльных пробках. А читатели жаловались на проблемы с общественным транспортом и заторы на дорогах. Представители Миндортранса продолжили выездные проверки. Замглавы города по дорожному хозяйству и транспорту Андрей Ксензов сообщил, что подрядчики работают в круглосуточном режиме. При этом ответственность за ненадлежащее состояние дорог с них никто не снимает. Контроль будет продолжен, подчеркнул вице-мэр.

А как, по вашему мнению, дорожники справились с последствиями метелей?

Столько снега сразу выпало — в целом нормально
Полный провал
Работают, как могут, но я ждал (а) большего
Где штрафы и посадки?
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем