9 октября в Магнитогорске состоялась праздничная конференция, на которой чествовали совсем еще молодую, но уже ставшую гордостью всей России учительницу математики Наталью Никифорову – обладателя главной преподавательской награды «Большой хрустальный пеликан».
В Москве за приз боролись 68 участников из разных регионов нашей страны. 15 лучших из них были приняты президентом. Но даже тогда Наталья Сергеевна еще не знала, что станет лучшей среди лучших. Девочкой, поцелованной Богом, назвал ее один из членов жюри, очарованный ее обаянием и умением заинтересовать своим предметом каждого.
Что отличает качественное преподавание математики от некачественного? Нужно ли что-либо менять в системе преподавания такого предмета, как математика? Зачем нам нужны ЕГЭ? Как быть, если учитель знает меньше ученика?
На эти и другие вопросы Наталья Никифорова нашему корреспонденту.
– Наталья Сергеевна, как давно вы увлеклись математикой?
– Когда я училась в школе (в г.Учалы), увлекалась олимпиадами. Количество олимпиад, в которых я участвовала, очень велико, и спектр их был очень разноплановый: химия, информатика, литература, математика, история... Как у любой классической отличницы. Но сказать, что уже тогда я хотела стать математиком, не могу. Более того, после девятого класса я ушла из математического класса с громкими криками «Не нужна мне эта ваша математика!» в обычный непрофильный класс.
– Как же получилось, что вы стали математиком?
– Когда стоял выбор, куда идти учиться по окончании школы, я решила поступать в МаГУ на физико-математический факультет, так как экзамены там проходили раньше, чем на филфаке. На четвертом курсе университета я проходила практику в белорецкой компьютерной школе. Там я встретилась с по-настоящему хорошей, качественной математикой. Преподаватели этой школы мне показали, что математика может быть интересной, красивой, увлекательной.
– Чем отличается качественная математика от некачественной?
– Как правило, школьная математика ассоциируется с неким набором формул и с числами, которые на самом деле являются только механизмом для увлекательного решения логических головоломок, познания чего-то нового. Еще Пифагор рассматривал цифры не как статику, а как олицетворение чего-то живого. У нас же стараются как можно скорее обучить ребенка цифрам, чтобы он их узнавал: вот это цифра 1, а это цифра 2. 1 + 2 = 3. И дети это заучивают. Но когда начинаешь работать с такими детьми, понимаешь, что сути самого процесса сложения, ведущего к рождению чего-то нового, они не понимают. Поэтому им и не интересна математика. На самом деле все дети от природы любопытны, и математика это любопытство позволяет удовлетворять. Если давать ее не как набор готовых правил, а вместе с детьми искать путь, ведущий к выведению тех же самых правил, становится очень интересно. Не может быть неинтересно.
– В каких классах вы ведете математику?
– В среднем и старшем звене, начиная с пятого класса.
– И какие задачки вы решаете в пятом классе?
– Например, «почему нам не хватило натуральных чисел, а понадобились еще и дробные?»
– И какие предположения высказывают дети?
– Самые разные. И историю вспоминают, и логическое мышление включают, и воображение. Правда, это приводит к не совсем удобному для учителей эффекту: с какого-то времени они начинают спрашивать про все: «Почему это появилось, и зачем оно нужно в жизни?»
– В Японии считается, что серьезные науки, такие как математика, нужно изучать с 10 лет. А до этого развивать, скажем, умение слушать и слышать других на уроках пения и т. п. А вы как считаете?
– На мой взгляд, умение слушать и слышать – составные части и математики тоже. В 5-6 классах я очень много времени отвожу именно этому. Существует ряд приемов, которые направлены исключительно на развитие умений слушать и слышать друг друга. Мы учимся отстаивать свое мнение, выступать перед большой аудиторией и не бояться этого. Существуют даже специальные провокационные вопросы, помогающие ребенку научиться не теряться, даже когда его опровергает учитель с авторитетом.
– А если ребенок все же потерялся?
– Если совсем потерялся, то я возвращаюсь к началу спора, и мы еще раз проходим с ним всю логическую цепочку. И пока еще не было случая, чтобы ребенок потерялся настолько, чтобы при прохождении этой цепочки заново не смог найти ошибку.
– Как вы учите их искать эти ошибки?
– Существуют математические парадоксы и математические софизмы, когда доказывается заведомо ложное утверждение. Например, что единица равна двойке, на основе каких-то внешне правильных равенств. Задача ребенка – понять, где была нарушена логика изложения. Это достаточно тяжело, но мы учимся и этому тоже.
– Сейчас часто стали говорить о чрезмерном развитии левого полушария по сравнению с правым.
– Да, большее развитие левого полушария по сравнению с правым действительно наблюдается. Но математика ведь способствует развитию не только логического мышления, но и образного, творческого. Особенно геометрия. При этом, я считаю, гораздо полезнее создавать мысленные конструкции, чем смотреть те же конструкции на экране. На экране представить объемное изображение гораздо проще, но если делать это постоянно, то мы можем разучиться создавать подобные конструкции мысленно. А это и ведет к тому, что правое полушарие не развивается.
– При выборе профессии вы отказались от филологии в пользу математики. Чью, в таком случае, сторону вы займете в споре Платона и Аристотеля?
– Я не считаю, что математика – это материя. В ней очень много абстракции. Ведь мы говорим о числах, которые в принципе не можем пощупать. Так разве они материальны? То же можно сказать об идеальном квадрате, с которым мы работаем на геометрии. Что первично?.. Я думаю, что все-таки дух. Мне кажется, что если есть дух, то и материя из него тоже возникнет. Хотя нет только одной правды. И геометрия Евклида, и геометрия Лобачевского имеют место, только каждая в своей системе аксиом. Даже на своих уроках я часто объединяю математику и филологию. Мои ученики пишут сказки и стихи о математике. Во всем есть своя логика. Вопрос только в том, способны ли мы ее увидеть.
– Хотели бы вы что-то поменять в системе преподавания такого предмета, как математика?
– У нас очень много школ, много учителей. У каждого своя система работы. Не с каждой из них я знакома. Но вот что я хотела бы сделать, так это увеличить количество часов геометрии за счет часов алгебры. Потому что на алгебре вырабатывается в основном алгоритмическое мышление. Оно может выработаться и за меньшее количество часов: у нас дети не дураки. А геометрия – это как раз и есть то самое творческое мышление. И с этим действительно дело обстоит несколько хуже: детей, которые способны качественно решать геометрию, очень мало.
– Многие школы сейчас ориентированы при подготовке к ЕГЭ именно на математику. Верно ли это?
– К самим ЕГЭ я отношусь положительно. Просто не надо ударяться в крайности: мы готовим ребенка не к сдаче ЕГЭ, мы даем ему образование. А ЕГЭ – лишь способ посмотреть, что он в школе получил. Мы часто путаем цели и средства. Я думаю, что это издержки переходного периода, во время которого мы привыкаем к новой системе оценки образования. Со временем все уравновесится. То же могу сказать и конкретно о математике.
– Расскажите о школе, в которой вы работаете. Она ведь не совсем обычная?
– Наша школа является школой с углубленным изучением математики. У нас существует хорошо построенная система дополнительного образования во второй половине рабочего дня. Ребенок может выбрать из достаточно большого количества предметов те, которыми он хочет заниматься более глубоко. Такая система позволяет детям обучаться не только у школьных учителей, но и у преподавателей вузов. Например, Владимир Леонидович Дронов, создатель этой школы, читает логику, я – олимпиадную математику, преподаватели вузов – геометрию и т. д. Таким образом целая группа педагогов работает на конкретных детей.
– В вашей школе есть ведь и школа олимпийского резерва?
– Да. И она работает не только для наших детей, но и для школьников всего города. Мы готовим их к олимпиадам по математике. Я по субботам веду в этой школе уроки для 5–7 классов.
– Какова основная цель школы и ваша личная?
– Основная цель школы – получить на выходе человека, который будет успешен и сможет развиваться дальше самостоятельно. Если он захочет быть успешным в бизнесе, у него должны быть сформированы определенные умения и навыки для этой профессии. Если он хочет быть успешным ученым, он должен выработать в себе те качества характера, которое помогут ему стать в дальнейшем именно ученым. Хотя по большому счету область его самореализации не особенно важна, гораздо важнее научить ребенка ставить перед собой цель и просчитывать пути ее достижения. Этому способствует в том числе и математика. На уроке перед ребенком ставится задача. И нужно дать ему не готовое решение, а возможность самостоятельно выстроить алгоритм действий по достижению этого решения.
– Получается, что это то же самое планирование, что и в бизнесе!
– Да, именно так. И мы все время поднимаем планку: если ребенок уже способен распланировать решение задачи, мы даем ему возможность распланировать тему урока. При этом он должен понять, для чего эта тема нужна и что нужно сделать, чтобы пройти ее успешно. Таким образом, решая задачи по математике, ребенок учится ставить перед собой любую жизненную задачу и решать ее. И в этом моя цель совпадает с целью школы.
– На презентации вашей победы был показан сюжет, где все члены комиссии дружно решали задачку с многоугольниками.
– Да! Это замечательная задача! Она хороша тем, что не имеет готового решения. Нужно сгруппировать представленные фигуры разными способами. Способов группировки несколько: по цвету, по форме и т. п. Но в вопросе ни один из них не указывается. Способ группировки нужно придумать самостоятельно. Для этого важно проявить творчество, понять, подходит ли найденный способ для решения задачи, а иногда даже защитить свой способ. Таким образом простая задача на классификацию превращается в исследовательскую. А когда цель ставишь для себя сам, то и достигать ее гораздо интереснее!
– Очень хочется спросить вас о золотом сечении в геометрии. В каком возрасте, на ваш взгляд, дети способны понять его величайшее значение для Вселенной?
– Как только научатся считать дроби. Главное, закинуть им задачку, например, на поиск золотого сечения в любом проявлении этой Вселенной, тогда даже в начальных классах дети будут искать, считать, и их трудно будет остановить. Ведь его везде можно найти: и в красоте человеческого тела, и в построении стихотворения, и в музыкальных произведениях… Оно просчитывается во всем!
– Математик в школе – не только учитель, но и педагог. Каким образом вы завоевываете сердца ребят?
– Мне кажется, с детьми нужно быть достаточно честными. Если я в чем-то ошибаюсь, то не пытаюсь скрыть свою ошибку или выдать ее за какой-то хитрый педагогический прием. Еще я не боюсь говорить, что чего-то не знаю. Напротив, испытываю удовольствие от общения с ребенком, который в чем-то разбирается лучше меня. Иногда это бывает тяжело, потому что за таким учеником приходится тянуться. Но это и здорово, так как служит хорошим толчком к личностному развитию.
– В том числе и к победам на всевозможных конкурсах?
– Видимо. Хотя моя победа – это какая-то случайность!
– Все случайности закономерны. И это тоже математика! Среди ваших учеников есть выдающиеся люди?
– У меня очень много талантливых учеников. Хотя самые старшие из них еще учатся в вузах. Например, Женя Поляков – студент Бауманки, Дима Юрасов и Николай Тропин – студенты СпБГУ. Это мои первые ученики. Через два года они окончат свои вузы, тогда и посмотрим, насколько они успешны в жизни.
– Педагогам обычно не хватает времени на свою собственную семью.
– Работа действительно отнимает много времени. Но я очень стараюсь, чтобы моя большая нагрузка не отражалась на воспитании моей четырехлетней дочки. Сказки и прогулки по вечерам – это важно для нас. И я, и муж очень много разговариваем с ней. И даже если я что-то ей запрещаю, то обязательно объясняю, почему происходит именно так. Но не строго запрещаю, а делаю так, чтобы она сама пришла к верному решению.
– А логические задачки она уже решает?
– Математика уже ведется в их садике. Но мне кажется, что в ее возрасте гораздо важнее прыгать и играть.
– Расскажите о вашей награде, о приеме у президента.
– Прием проходил не лично для меня. Нас было 15 человек. И тогда я даже не подозревала, что стану первой.
– О чем вы разговаривали с президентом?
– Его интересовали вопросы, касающиеся ЕГЭ, «новой» школы.
– Что это за школа?
– Это реализация различных проектов, таких как поддержка одаренных детей, модернизация школ, информатизация образования, новая оплата труда, повышение квалификации преподавателей и т. д. Сейчас происходит смещение акцентов: если раньше упор в обучении делался на знания, то сейчас – на действия.
– На празднике, организованном вашей школой в вашу честь, вам сам мэр Магнитогорска вручил медаль за заслуги перед городом. Как вы к этому отнеслись?
– Для меня такая награда была полной неожиданностью. Это моя вторая медаль после школьной. Приятно, конечно.
– О чем вы сейчас мечтаете?
– Как можно скорее и безболезненнее войти в рабочий режим. И подготовка к конкурсу, и сам конкурс – это тяжелое испытание. Учителя ведь всегда сами ставят оценки, а здесь оценки ставили нам. Все мероприятия конкурса были открытыми. Ситуация открытой оценки психологически очень тяжела для учителя. И я не стала исключением. Хотя коллектив школы постоянно поддерживал меня во всем. Предложений о помощи во время подготовки к конкурсу было больше, чем я была способна принять. В этом плане мне очень повезло со школой и с коллективом. Тем более что я сначала проходила городской конкурс, потом областной, и только после этого – всероссийский.
– Что для вас означает «Большой пеликан»?
– Это обычная победа в конкурсе. Для меня не менее важными, чем эта хрустальная птица, были слова незнакомой мне женщины, которая подошла ко мне и сказала: «Спасибо за ваш мастер-класс: после него мне так захотелось работать!»
– Два слова о личных мечтах.
– Съездить за границу и научиться водить машину.