Родители дошкольников пожаловались в редакцию 74.RU, что в челябинском садике, куда ходят их дети, отказались от охраны. Причина — отсутствие у руководства денег на услуги ЧОП. Мы связались с заведующей, и всё оказалось действительно так. Но в свете последних трагических событий в Удмуртии, где мужчина ворвался в школу и открыл стрельбу, эта ситуация кажется дикостью. Разбираемся, кто, как и за сколько оберегает сегодня наших детей в образовательных учреждениях.
«Нам этих денег хватило почти на три месяца»
Номер садика, в котором отказались от охраны, мы не будем называть из соображений безопасности. По словам наших собеседников, в дошкольном учреждении установлен домофон с видеокамерой. Внутри здания, на входе, работал сотрудник частного охранного предприятия — мужчина средних лет. Он, собственно, открывал дверь и следил за происходящим с монитора компьютера с 06:30 до 18:30.
— Буквально вчера произошли страшные события в Ижевске, а сегодня у нас отказались от охраны, потому что финансирования не хватает, — рассказала Наталья. — Заведующая говорит, что во многих детсадах так. То есть после того случая весной [в Ульяновской области], когда в садик пришел стрелять человек, охрану поставили, а сейчас убрали, потому что денег нет. Да, может, этот ЧОПовец ни от чего и не спасет, но с ним всё равно понадежнее, что ли. Он мониторил, кто заходит, кто выходит. В случае экстренной ситуации мог нажать на кнопку и вызвать подмогу из своих. Какая-никакая охрана всё же. Но заведующая говорит: «Мы бессильны, вы можете позвонить Портье [начальнику комитета по делам образования Челябинска], Кузнецову [министру образования и науки области]».
Заведующая детским садом сообщила 74.RU, что весной, после стрельбы в садике в Ульяновской области, челябинские образовательные учреждения получили на охрану дополнительные деньги. Но этих средств хватило ненадолго.
— Мы бюджетная организация, нас финансирует город. Весной нам дали определенную сумму — 133 тысячи 600 рублей, мы ее использовали, — объяснила руководитель образовательного учреждения. — Средства выделили, не обозначив, на какой период. С частным охранным предприятием мы заключили договор в июле. Кто-то раньше заключил, и у них давно кончились средства. Нам этих денег хватило почти на три месяца. Это 744 часа физической охраны. Когда мы смотрели коммерческие предложения, цена была озвучена — 150 рублей в час, когда стали заключать договор, сумма выросла до 180. Но это было дешевле, в среднем по городу потому что было и 200, и 250 рублей.
Заведующая заверила: как только садик получит средства, сразу будет заключен новый контракт с ЧОП.
— Я готовлю соответствующее письмо с просьбой о выделении денег на охрану. Иначе никак — с родителей мы не можем просить, это противоправно. Это большие деньги, даже если 10–12 человек согласятся, остальные не смогут себе это позволить, — добавила она.
При этом руководитель, положа руку на сердце, признала, что в случае экстренной ситуации охранник мало чем сможет помочь.
— У охраны нет оружия — нельзя. Мы самые беззащитные. Можно перешагнуть через забор, или идет куча родителей — и можно зайти вместе с ними, — констатировала заведующая.
«Невозможно исключить все риски»
Первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова напомнила, что образовательным учреждениям выделяется один единый муниципальный бюджет — эти деньги идут на оплату коммунальных услуг, зарплаты, закупку хозтоваров, канцелярии и другое. Каждый руководитель сам расставляет приоритеты и решает, как поделить статьи расходов. Но большинству директоров просто-напросто не удается выделить из этого фонда деньги на охрану. При этом у всех школ есть паспорт безопасности, в котором охрана — обязательное условие.
— В образовательных учреждениях сейчас достаточно много сделано для безопасности — это видеонаблюдение и контроль управления доступом, так называемые турникеты, рамки и прочее, — сказала Елена Коузова. — Садики тоже не остаются с открытыми дверями. Войти в само помещение детского сада можно только тогда, когда тебе откроют дверь вахтер ли, сторож ли, охранник ли, а может, дежурный воспитатель.
После трагедии в Ижевске звучат предложения не впускать никого на порог образовательных учреждений, кроме учащихся. Первый замминистра не видит в этом смысла.
— Я не сторонник того, чтобы закрывать, потому что школа и детский сад — это открытая система, — объяснила Елена Коузова. — Туда приходят родители, постоянно приводят детей, много партнеров у организаций, которые тоже приходят. Как можно исключить вообще вхождение кого бы то ни было в школу или детсад? Школа — это достаточно большой поток утром, перед второй сменой, наверное, даже выстави сколько угодно охраны — невозможно уследить за той суетой, которая происходит. На мой взгляд, невозможно на сто процентов исключить все риски. Всё, что связано с безопасностью, — это больше вопрос формирования внутренней культуры поведения. Надо сформировать привычку заботиться о себе и своих близких. По сути, это единственное: защищать в первую очередь нужно самого себя, свою личную неприкосновенность и тех, кто рядом.
Экстренные кнопки
В городском комитете по делам образования 74.RU сообщили, что на сегодняшний день все школы Челябинска оборудованы кнопками экстренного вызова сотрудников Росгвардии, в учреждениях есть посты охраны, работают системы видеонаблюдения, действует пропускной режим.
— Постановлением правительства установлены требования к антитеррористической защищенности образовательных организаций. Всем учреждениям города указано на необходимость усиления комплекса мер, направленного на обеспечение безопасности, — прокомментировала пресс-секретарь комитета Екатерина Самарина. — В первом квартале 2022 года на обеспечение физической охраны в образовательных организациях из средств областного и городского бюджета дополнительно выделено 132,7 миллиона рублей. Эти средства направлены во все образовательные организации. Кроме того, на организацию видеонаблюдения, системы экстренного оповещения, системы контроля управления доступом (СКУД) направлено 53 миллиона.
При этом многие директора, с которыми мы пообщались, признались: на качественную охрану тяжело потратить деньги, выделяемые муниципалитетом. Поэтому в ход идут сторожа, которых куда дешевле устроить в штат. Работу ЧОПовца же придется оплачивать почасово.
— В основном школы придерживаются дневного графика, охранник нужен, пока дети находятся в школе, — рассказал представитель одного из частных охранных предприятий Челябинска. — Стоимость для школы рассчитывается так же, как для любого другого объекта. Средняя цена для дневного поста охраны стремится к 200 рублям. Школа и садик — это места массового пребывания людей, поэтому здесь возможен четвертый разряд для охранника — ни о каком оружии не может идти речь. Максимум могут быть спецсредства — резиновая палка и наручники. Если в учреждении нет рамки металлоискателя, тогда сотруднику выдается ручной металлоискатель. Это тоже будет относиться к спецсредствам. Также в наше время спецсредствами считаются и термометры, чтобы устанавливать пропускную систему.
ЧОПы отчитываются о работе перед Росгвардией. В региональном управлении Росгвардии 74.RU сообщили, что в Челябинской области из 3129 образовательных учреждений под охраной ведомства находятся 2794. Кнопки тревожной сигнализации Росгвардии имеют 1427 детских садов, 951 образовательное учреждение, 130 среднепрофессиональных, 39 вузов и 247 иных учреждений образования. В случае сигнала «Тревога» на место выезжает ближайший наряд группы задержания.
Напомним, в прошлом году губернатор Челябинской области Алексей Текслер поручил усилить меры безопасности в школах региона. Такое распоряжение он дал после гибели 9 человек в казанском лицее. Вскоре похожая трагедия произошла в Перми, и вот все материалы о ней.
Затем была стрельба в ульяновском садике, а накануне — в школе в Ижевске.