После онкологической операции в Германии Челябинка Екатерина заказала там же дорогостоящие лекарства, которые требовались для восстановления. Она оформила онлайн-перевод на 10,6 тысячи евро. Но когда пришла в немецкую аптеку, выяснилось, что деньги не поступили. Всё произошло через месяц после начала СВО, в апреле 2022 года. Больше двух лет Екатерина буквально выбивала свои деньги обратно. Теперь она выставила «БКС Банку» счет на 629 тысяч рублей — проценты и компенсацию морального вреда. Разбираем, кто же все-таки виноват в пропаже перевода и насколько реально взыскать компенсацию.
«Осталась без денег и медпрепаратов»
С раком Екатерина столкнулась три года назад. В 40 лет женщина обнаружила у себя новообразование в молочной железе. Пошла к врачам, побывала в разных клиниках: диагнозы ставили один хуже другого. На консилиуме в онкоцентре, по словам Екатерины, ее ошарашили вопросом, хочет она сохранить грудь или удалить. Мама двоих детей бросила все силы на лечение, в том числе на консультации с иностранными специалистами.
Весной 2022 года Екатерина поехала на операцию в Германию. В итоге с диагнозом «карцинома левой молочной железы» ей удалось сохранить грудь. Но для правильного восстановления в операционный период нужно было целый год принимать определенные медицинские препараты. Екатерина собиралась купить их в Германии. Для расчетов оформила счет в «БКС Банке».
— За операцию я успела перечислить деньги. Потом нужно было взять лекарства. Отправила деньги двумя платежами — 3385 и 7068 евро. Уже прооперировалась, через три дня самолет. Приезжаю в аптеку, чтобы их выкупать, и буквально перед прилавком узнаю, что платежи не прошли. У меня, естественно, таких денег с собой тоже нет. Перевести еще раз уже никак не можем, потому что на этой неделе начались проблемы с международными переводами, — вспоминает Екатерина. — Я просто не знала, куда бежать. Купить не получается, без лекарств тоже не могу ехать, потому что мне нужно принимать их по плану. Это была очень стрессовая ситуация.
Семья Екатерины сбилась с ног, чтобы помочь ей. Искали самые разные пути и возможности — просто знакомых, находящихся в этот момент за границей. Чудом удалось собрать нужную сумму наличкой и приобрести лекарства.
«Успешно зачислены на счет получателя»
Прилетев домой, Екатерина неоднократно пыталась прояснить судьбу своих денег. В банке ей сообщили, что с 17 мая 2022 года приостановлена отправка денежных переводов и платежей в евро. Но часть суммы — 3385 евро — в августе все-таки вернули.
— Потом мы два года искали оставшиеся семь с лишним тысяч евро. В БКС всё время говорили, мол, мы со своей стороны обязательства выполнили, всё отправили. Ищите их там, в Германии, — рассказала Екатерина.
Челябинка несколько раз писала обращения в «БКС Банк», но ей приходили однотипные ответы о том, что банк-отправитель выполнил все действия по исполнению переводов.
— 5 апреля 2022 года вами подано заявление на перечисление денежных средств в сумме 7068,35 евро, которое было исполнено банком по указанным в момент оформления перевода реквизитам. По имеющейся у банка информации, денежные средства успешно были зачислены на счет получателя 11 апреля 2022 года, — говорится в ответе за подписью директора дополнительного офиса «Центральный» (Челябинск) московского филиала АО «БКС Банк» Ильи Рощупкина (этот и последующий документы имеются в распоряжении редакции).
В банке также сообщили, что в январе 2023 года отправляли запросы в банк-корреспондент (посредник между российским и немецким банками. — Прим. ред.) по поводу возврата денег, но ни в декабре 2023-го, ни в апреле 2024-го ответа не получили.
Екатерине пришлось нанимать юриста, работающего в Германии. В мае этого года представитель Екатерины получила заключение от немецкого банка для фармацевтов и врачей ApoBank (банк-получатель перевода для аптеки. — Прим. ред.) о том, что у них на счете денег нет.
— Банк-посредник J.P. Morgen предпринял две попытки перевести сумму, являющуюся предметом спора, нашей организации в кредит на счет аптеки «Эскулап». В обоих случаях мы своевременно вернули сумму, так как на тот момент уже действовали строгие предписания эмбарго на платежи из России, — указано в ответе представителя ApoBank за подписью Андреа Бодинека от 14 марта 2024 года. — Наша компания придерживается официально установленных запретов на зачисление платежей из России, и в данном случае конкретная сумма не была зачислена на счет госпожи Евы Марии Церингер-Румпель (владелец аптеки «Эскулап». — Прим. ред.), но еще оставалась в нашей организации.
В ApoBank челябинке порекомендовали прояснить местонахождение платежа у российского банка.
— А в июне мне позвонили из БКС и сказали: «Какая удача, ваши деньги вернулись». Перечислили на счет, но снять с него мы смогли уже только в рублях, потеряв при этом на курсе, — отметила челябинка. — Возникает вопрос, каким образом они вернулись, если сейчас запрещены валютные переводы? Скорее всего, деньги всё это время находились в БКС.
«Налицо явное нарушение законодательства»
Челябинка направила банку претензию, потребовав добровольно выплатить проценты за пользование денежными средствами — 129 тысяч рублей и компенсацию морального вреда — полмиллиона рублей.
— В случае ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность в соответствии со статьей 866 Гражданского кодекса РФ. Также, учитывая тяжелое физическое и моральное состояние клиентки, полагаем, что ей должен быть компенсирован моральный вред в размере 500 тысяч рублей, — отметил представитель Екатерины, директор юридической компании «Форлекс» Николай Попов. — По закону о защите прав потребителей моральный вред подлежит компенсации причинителем при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
По словам Николая Попова, пострадавшая клиентка банка оставляет за собой право обратиться в суд с исковыми требованиями как по уплате процентов и компенсации морального вреда, так и по уплате иных штрафных санкций и всех издержек: на оплату услуг юристов и так далее. Также Екатерина планирует обратиться в контролирующие органы с просьбой проверить деятельность АО «БКС Банк» за весь период незаконного удержания ее денег.
74.RU направил запрос в «БКС Банк» с просьбой прокомментировать причину незаконного удержания 7068 евро челябинки.
— Перевод, о котором говорит клиент, ушел из «БКС Банка» в апреле 2022 года и вернулся в «БКС Банк» в июне 2024 года. Как только средства поступили в наш банк, они сразу же были зачислены на счет клиента. Таким образом, всё это время деньги находились не в «БКС Банке», а на счетах европейских банков, на действия которых «БКС Банк» повлиять не имеет возможности, — сообщили в пресс-службе «БКС Мир инвестиций». — Проблема возникла не на стороне «БКС Банка»: деньги поступили на счет получателя в Германии в 2022 году, однако он отказался принимать средства (напомним, что это был период активного введения различных санкций на нашу страну). Средства были отправлены обратно, однако перевод блокировался европейскими банками.
При этом с момента получения обращения от клиента на протяжении более чем двух лет банк не прекращал работать над возвратом денег своему клиенту, добавили в финансовой организации.
— В результате наши усилия оказались успешными, клиент смог вернуть свои деньги. Кроме того, мы всё время были на связи с клиентом и предоставляли ему разъяснения и документы по сложившейся ситуации, — отметили в пресс-службе банка.
Также мы спросили, будет ли банк выплачивать проценты за пользование денежными средствами и компенсацию морального вреда, как того требует клиент. Но этот вопрос «БКС Банк» оставил без ответа.
По словам юристов, на нарушения прав клиент банка можно пожаловаться в Центробанк.
— Если после обращения деньги не были возвращены сразу, налицо явное нарушение законодательства. Я бы рекомендовал обратиться сначала с претензией и потребовать компенсацию. Возможно, брокер в этом случае пойдет навстречу, — отметил управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко. — Конечно же, можно потребовать с банка проценты за незаконное удержание денежных средств.
Что касается реальности взыскания таких сумм, то всё будет зависеть от суда, добавил юрист.
С какими еще проблемами сталкиваются клиенты банков
В Челябинской области банки регулярно взыскивают деньги с клиентов из-за долгов по кредитам. Так, с отца троих детей банк «Русский стандарт» потребовал долги умершей жены, но в прошлом году суд поставил точку в этом деле.
В 2021 году пенсионерка пожаловалась, что внесла более 90 тысяч рублей через банкомат Альфа-Банка, но на счет они не поступили. После публикации 74.RU женщине вернули всю сумму.
Другой скандал был связан со Сбером: у челябинца заблокировали карту и отказались возвращать деньги со счета. Ранее еще одной жительнице города банкомат Сбера выдал на 20 тысяч меньше. Позже эту сумму вернули.
В 2022 году инвалида из Челябинской области списали деньги в счет сомнительного долга по кредиту 16-летней давности в банке «Русский стандарт». После публикации 74.RU банк заключил с клиентом мировое соглашение и вернул всю сумму.
Весной 2023 года у челябинки сорвалась покупка квартиры из-за блокировки банковской карты, а за выдачу налички Альфа-Банк потребовал комиссию.