Драка в баре на Южном Урале, после которой скончался в больнице военный из ЧВК «Вагнер», началась не из-за женщины. Версию, высказанную дочерью вернувшегося с СВО Максима Никитина, опровергла семья обвиняемого Рустама Байжуменова. По словам родных 18-летнего парня, он не был знаком со своим оппонентом и не собирался с ним драться. Сейчас родители Рустама, его младшая сестра и друзья столкнулись с травлей и угрозами. Подробности — в материале 74.RU.
«Ты щегол. Что ты лезешь?»
Конфликт произошел в баре в поселке Новокаолиновый Карталинского района. По словам матери Рустама Байжуменова, сын уехал туда вместе с друзьями незадолго до полуночи. Парень был за рулем, пить не собирался. Максим Никитин, скончавшийся впоследствии в больнице, в тот момент уже находился в заведении и, по словам очевидцев, был нетрезв. Ни Рустам Байжуменов, ни его друзья на тот момент знакомы с Никитиным не были. Участник СВО был в два раза старше их и в последние годы жил в Челябинске.
— Их было там два друга, оба пришли с СВО. У них между собой завязалась перепалка, и Рустам мой разнял их, — рассказывает мама обвиняемого. — Никитин стал оскорблять его: «Ты щегол. Что ты лезешь?» Рустам на это не отреагировал и повернулся к своим друзьям, и в это время получил удар в правую сторону. Рустам обернулся, прикрыл глаз. Никитин направился в его сторону, и Рустам отмахнул его. Тот упал и ударился головой.
Ни о каком смертельном ударе в гортань военного, по словам матери, речи не идет.
— Экспертиза есть уже. Рустамовский удар не смертельным был, а погиб он [Максим Никитин] от того, что ударился, от гематомы в голове, — объясняет Татьяна. — Сын спортом занимался, но для себя. Он один раз участвовал в соревнованиях, и всё. Это был 2021 год, ему тогда было 15–17 лет. И потом он бросил это дело, не занимался. Никакими навыками не обладает, разряда у него никакого нет. А раздули так, как будто он страшный человек.
При этом парень, по словам матери, пытался помочь упавшему на пол оппоненту.
— Рустам сам лично унес его в больницу. Их было три друга, и они Никитина в больницу вместе несли. Больница там рядом, и Рустам его туда унес. Он до 4 часов был возле больницы, — рассказывает Татьяна. — То, что Рустам кого-то таскал за волосы… Этой девушки вообще не было. Не знаю, кто ее придумал. Рустам никого за волосы не таскал. Свидетели говорят, что никакого конфликта из-за девушки не было, и Никитин сам провоцировал драку.
О том, что одноклассницы, за которую якобы вступился Максим Никитин, в баре не было, говорят и знакомые 18-летнего обвиняемого.
— Мне очень обидно за то, что пишут в интернете, что Рустам якобы таскал за волосы девушку, — говорит подруга парня. — Такого сроду не было. Этого мужчину, конечно, жалко — из-за того, что он умер. Но он сам начал приставать к малолеткам, вести себя неадекватно и первым ударил Рустама.
«Надеемся на справедливое следствие»
Максим Никитин спустя два дня скончался в больнице, и первоначально уголовное дело возбудили об убийство по неосторожности. Но после поднявшейся в соцсетях и СМИ шумихи обвинение переквалифицировали на более тяжкое — умышленное причинение вреда здоровью со смертельным исходом (часть 4 статьи 111 УК РФ), что предусматривает до 15 лет лишения свободы. Накануне Рустама Байжуменова отправили в СИЗО, и для его семьи все происходящее, разумеется, стало шоком.
— Конечно, мне его жалко чисто по-человечески, — говорит отец обвиняемого Канат о Максиме Никитине. — Лучше бы он выжил, лучше бы они с сыном вообще не встретились. Но сейчас и того не вернуть, и этому жизнь сломают. Спровоцировал все тот человек. Конечно, если бы было наоборот, я сказал бы: «Мой сын виноват, спровоцировал, сам подрался». Но было с точностью до наоборот.
А теперь семья парня столкнулась с травлей.
— Сейчас угрожают даже свидетелям, поэтому все боятся. Обещают кувалдой голову проломить, — утверждает Канат. — Говорят: «За вас вагнеровцы взялись, адреса ваши есть». Паспортные данные моей матери выложили в интернете. Причем тут мать? Ей 80 лет.
— Мы в конфликт ни с кем не вступаем, переписки не ведем, — объясняет мама обвиняемого Татьяна. — Мы надеемся на справедливое следствие. Нам нужна только справедливость, а не так чтобы его засудили. Ему 18 лет, понимаете? Нам сейчас идут угрозы. Моей девочке 16 лет, вы бы видели, что ей пишут. Она боится в школу ходить!
В соцсетях Рустама поспешили назвать мигрантом, но знакомые семьи это опровергают. Юноша родился в Карталинском районе и до окончания школы жил в Михайловке. Потом поступил в педагогический колледж в Магнитогорске.
— Парень молодой, трудолюбивый, отзывчивый, — так говорят знакомые об обвиняемом. — Добрый парнишка, который всегда придет на помощь. В летний период, на каникулах, он не гулял по городу, а работал, помогал по хозяйству родителям, пас скотину.
Семья Байжуменовых — многодетная, в Михайловке их многие знают.
— Рустам — старший сын, есть еще средняя дочь в 10 классе и младший брат в 3 классе. Учатся все хорошо, в школе ведут активную жизнь, помогая выигрывать места в олимпиадах, — говорят знакомые.
— Сделали из сына какого-то мигранта. Он здесь родился, я сам здесь родился. Мой отец, дед 100 лет уже здесь, мы коренные. Жена у меня русская. В нашем доме и мусульманские, и христианские праздники присутствуют, никогда не было деления, — рассказывает отец обвиняемого. — Мой сын — казах только по имени, а живем мы среди русских, и все друзья русские. У нас простая рабочая семья, на заводе тут работаем, свое хозяйство ведем.
Просьбу прекратить травлю Байжуменовых опубликовала накануне во «ВКонтакте» и дочь погибшего Максима Никитина.
— Я выкладывала пост только для того что бы придать делу ход, чтобы подозреваемый не гулял на свободе и не остался безнаказанным, я выкладывала пост для того, чтобы все было по закону, — написала София. — Но до меня дошла информация о том что родственникам подозреваемого приходят сообщения с угрозами и оскорблениями. У нас нет претензий к его родственникам, каждый сам в ответе за свои поступки. Просим больше не беспокоить его родных.
Напомним, вагнеровец Максим Никитин скончался в больнице 17 сентября. Он прибыл в отпуск с СВО в конце августа, а 15 сентября вместе с родителями поехал в поселок Новокаолиновый — навести порядок на могилах родственников. Подробности — в нашем материале. 24 сентября подозреваемого задержали.
Это не первый подобный случай в регионе. В начале августа в Челябинской области скончался другой участник СВО после конфликта в баре, который произошел ночью 22 июля. Выяснять отношения военнослужащий Антон и уроженец Таджикистана начали еще в помещении, а затем оба вышли на улицу. Боец СВО упал со ступенек и ударился головой. Его родные уверены, что произошло это после толчка со стороны оппонента. Госпитализировали мужчину лишь на следующий день. Следственный комитет расследует уголовное дело. Подозреваемого разыскивает полиция.