Крупнейший ресторанный холдинг Челябинска — группа «Рестостар» — исчезла с рынка. Сайт не доступен, телефон не отвечает. Дочь основателя холдинга Олега Иванова, бывший операционный директор группы «Рестостар» Екатерина Кханбхай в разговоре с журналистом 74.RU заявила, что не имеет отношения к этому бизнесу. А представители ресторанов указали на самостоятельную работу. Вспоминаем историю знаковой ресторанной компании Челябинска и разбираемся в возможных причинах ее закрытия.
«Не ко мне вопрос»
Первые тревожные звоночки начались летом. С 15 июля прекратили начислять бонусы по карте «Почетный гость» и выпускать сами карты. С 1 сентября программу лояльности вообще ликвидировали. В октябре перестал открываться сайт группы «Рестостар», замолчал телефон; по данным поисковых систем, офис компании «больше не работает».
— Дошли слухи, что прекратила работу группа «Рестостар». На этих вкусных ресторанах выросло два поколения челябинцев, — заволновались постоянные посетители заведений, работающих под брендом «Рестостар». — Неужели они совсем разделились? Очень жаль, если так. А что с концепцией и стандартами сервиса?
Основателем группы «Рестостар», развивающей сеть заведений общепита, был челябинец Олег Иванов. Но в последние годы он отошел от бизнеса. В 2016 году предприниматель говорил, что просто консультирует дочь Катерину, выступая ее советником.
Крупнейшая в Челябинске ресторанная группа «Рестостар» создана в 1993 году. Учредителями были предприниматели Олег Иванов (80%), Константин Тупицын и другие. Холдинг развивал три направления: ресторанный бизнес, ювелирная торговля и салоны красоты. В лучшие времена «Рестостар» объединял 16 ресторанных проектов в Челябинске и Екатеринбурге, 15 ювелирных магазинов, 6 оптовых представительств, сеть «Городской ломбард» из 70 отделений, салон красоты. Число сотрудников доходило до тысячи.
Мы попытались прояснить ситуацию у дочери Олега Иванова — Екатерины Кханбхай. В 2018 году она выступала в качестве операционного директора группы «Рестостар», в 2021-м — как собственник помещений. Тогда же группу «Рестостар» стали позиционировать как команду единомышленников, воплощающую в жизнь различные проекты в ресторанном бизнесе.
— Не ко мне вопрос. Не могу никак прокомментировать, потому что давно не занимаюсь, не имею отношения [к холдингу], не могу быть полезна, — ответила Екатерина Кханбхай. — К кому? Не знаю. [Олег Иванов] ничего мне не передавал. До него можете подозваниваться. Хотя он уже давно на пенсии и не имеет никакого отношения [к «Рестостару»].
Отметим, что рестораны, до недавнего времени работавшие под брендом «Рестостар», уже давно управляются разными юрлицами. Например, компания «Территория еды» управляет ресторанами «Манана Мама», ИП Алена Миллер — пиццериями «Папа Карло», «Рестолайф» — «Журавлинами», а «РЕСТО Груп» развивала ресторан Family Grill.
Что случилось с группой «Рестостар», в чем причина ее ухода с рынка и как это скажется на работе, мы спросили у представителей заведений, ранее входивших в холдинг.
— У наших ресторанов — свой собственный товарный знак, — сообщила маркетолог сети «Журавлина» Мария Вишнякова. — Ранее «Журавлина» работала под брендом «Рестостар». Сейчас ресторан работает самостоятельно под своим брендом.
«Журавлина» перестала иметь отношение к «Рестостару» осенью этого года, добавили в ресторане. Причины этого уточнять не стали.
— Рестораны «Манана Мама» под брендом «Рестостар» больше не работают, — указала директор заведений «Манана Мама» Наталья Димитрова. — Рестораны продолжают свою работу самостоятельно в обычном режиме и с радостью ждут гостей.
Вопрос о причинах распада группы «Рестостар» руководитель заведений грузинской кухни также оставила без ответа.
Мы готовы опубликовать комментарии управляющих других заведений бывшего «Рестостара», как только получим.
«Поняли, что на ресторанном бизнесе можно зарабатывать»
Гастропроекты группы «Рестостар» — от легендарного «Титаника» и веселого La Cucaracha до «Главпивтреста» и «Журавлины» — давно стали частью истории Челябинска и символами смены эпох. По словам экспертов, «Рестостар» воспитал целую плеяду рестораторов и показал, как делать эффектные бизнес-проекты.
Первый и самый известный ресторан группы «Рестостар» — «Титаник», воссоздающий атмосферу знаменитого круизного лайнера, открыли в 2000 году на улице Цвиллинга, 42. Цокольное помещение арендовали у ЮУЖД.
— Когда мы открыли «Титаник», то ресторанов такого уровня, кроме «Виктории», в городе не было. Негде было посидеть с друзьями, обсудить дела с партнерами, — ранее вспоминал Олег Иванов. — Сразу поставили себе задачу: никаких разборок, в ресторане должен быть порядок. Пусть даже при этом потеряем в клиентах и выручке. Через некоторое время посетителей стало всё больше и больше, и мы поняли, что на ресторанном бизнесе можно зарабатывать.
В 2015 году «Титаник» стал единственным заведением Челябинска, успешно прошедшим проверку программы «Ревизорро» телеканала «Пятница». В итоге ресторан проработал 20 лет и закрылся во время пандемии коронавируса. Впрочем, главными причинами владельцы назвали устаревшую концепцию и повышение цен на морепродукты и рыбу.
Активное развитие ресторанного направления началось в 2004 году. Тогда появилось первое в городе заведение с японской кухней «Sушка», затем клуб Tusse, позже переформатированный в банкет-холл (в офисном центре «Мизар», ныне «Випр»). Через год-полтора заработали рестораны Las Margaritas и «Главпивтрест». А в 2007 году холдинг построил собственный ресторанный комплекс — «Вавилон» на улице Свободы. В нем открыли английский паб King`s Cross, ресторан «Причал» и ночной клуб Zanzibar. La Cucaracha приросла летником на 300 мест возле Гипромеза, на Кировке работал английский паб Adam&Eve, в «Никитинских рядах» открылось кафе «Солянка», в городе появились трейлеры сервис-кухни «Оливье».
«Рестостар» не боялся закрывать заведения, теряющие популярность. На смену старым проектам пришли новые: ресторан паназиатской кухни Karma, ресторан украинской кухни «Журавлина», семейный мясной ресторан Family Grill, итальянская пиццерия Papa Carlo, американская пиццерия Pizza House, Belochka, стритфуд Curry Up и другие. Самые успешные заведения тиражируются. Так, сейчас в Челябинске действуют по две «Мананы мамы» и «Папы Карло», а также три «Журавлины».
Летом 2021 года на месте «Титаника» заработал второй грузинский ресторан «Манана Мама». Первое заведение с таким названием открылось четыре года назад в районе Тополиной аллеи.
ООО «Территория еды» зарегистрировано в сентябре 2016 года. Занимается ресторанной деятельностью и доставкой продуктов. По данным сервиса «Контур. Фокус», компания принадлежит Екатерине Захаровой, директор — Наталья Димитрова. За 2023 год официальная выручка выросла до 130,5 миллиона, чистая прибыль понизилась до 4,3 миллиона рублей.
В апреле прошлого года в Челябинске заработал ресторан сети корейского стритфуда. Он открыт по франшизе, работает под юридическим лицом ООО «ЧИКО ЧЕ».
Компания «ЧИКО ЧЕ» зарегистрирована в ноябре 2022 года. Учредителями выступили представитель группы «Рестостар» Екатерина Иванова и владелец нескольких ресторанов в Тюмени и Екатеринбурге Геннадий Левин — по 50%. По данным «Контур. Фокуса», с 22 июля этого года доля Екатерины Ивановой перешла Михаилу Черткову. За 2023 год выручка «ЧИКО ЧЕ» официально составила 71,3 миллиона, чистая прибыль — 3,1 миллиона рублей.
Начиная с 2016 года новые заведения «Рестостара» регистрировались на юрлица или ИП, формально не связанные с основателями холдинга. Причина — судебные разбирательства по долгам.
Долги и банкротство
Бизнес Олега Иванова развивался по двум направлениям — ресторанному и ювелирному. С 2008 года из холдинга выделили управляющую компанию «Рестостар» (ресторанный бизнес), которую курировал Олег Иванов. Ювелирным бизнесом занялся бывший зам Владимир Мешалкин, развивавший ювелирный холдинг «Золотой стандарт».
К 2016 году ювелирное направление существенно сократилось. А в сентябре того же года из-за долга в 118,75 миллиона рублей «Челиндбанк» начал банкротить ООО «Уральский ювелирный оптовый центр» (входило в «Золотой стандарт»). По словам экспертов, основной причиной проблем компании стали чрезмерная долговая нагрузка и просчеты менеджмента. Представители Иванова винили во всем бывшего менеджера, который «всю эту кашу и заварил» (Владимира Мешалкина. — Прим. ред.).
Между тем, по данным «Контур. Фокуса», владельцем компании с 18 июня 2014 года числится Екатерина Кханбхай. В отношении «Уральского ювелирного оптового центра» с 13 сентября 2017 года открыто конкурсное производство, этим летом срок конкурсного производства продлили до 25 января 2025 года. В ходе банкротства взыскивали долги, выставляли на торги помещения. В том числе те, где работали рестораны, — Family Grill, «Титаник». Судебные разбирательства в разных инстанциях тянутся до сих пор.
Как выяснил 74.RU, с 22 января 2024 года по 21 января 2025 года Екатерина Кханбхай попала под дисквалификацию. Что это значит?
— Организация ликвидируется не только по инициативе руководства или участников общества, но и в связи с недостоверностью данных. Например, налоговики нашли недостоверные сведения об адресе, недостоверные сведения о директоре, несданную вовремя отчетность. Тогда по инициативе налогового органа организация исключается из реестра, — объяснил руководитель юридической компании «Форлекс» Николай Попов. — Последствием такого принудительного исключения является дисквалификация должностного лица. То есть человека лишают права заниматься деятельностью на определенный период.
По словам юриста, предприниматели-должники могут быть сами заинтересованы в исключении компании из ЕГРЮЛ, чтобы не платить долги.
— Представьте, ваша организация должна контрагентам по 100–200 тысяч рублей. Подать иск о признании вас банкротом они не могут: иск можно подавать только при долге два миллиона рублей и выше. Фактически контрагентов кинули, а с виновником юридически вообще ничего не сделать, если не вкладывать в это большие деньги, — заключил Николай Попов.