Сеть жестких дискаунтеров «Чижик», взорвавших рынок ритейла, продолжила интенсивную экспансию в Челябинскую область. В регионе уже утроилось количество магазинов этого формата, сообщили 74.RU в Х5 Group. Спустя месяц после запуска первых магазинов мы решили посмотреть, как этот процесс оценивают сама компания, покупатели и эксперты.
«Популярность растет»
Торговые точки предельно экономичного формата, который в народе попросту называют «нищемаркетами», открываются буквально каждую неделю. Так, в Челябинске очередной «Чижик» распахнет двери 19 сентября, сразу два магазина заработают 23 сентября в области — в Миассе и Нязепетровске.
Формат дискаунтера предполагает ограниченный (по сравнению с привычными «магазинами у дома» или «супермаркетами») ассортимент наиболее востребованных у покупателей товаров — около 800 позиций. Магазины занимают небольшие по площади помещения — обычно 350–400 квадратных метров (в два раза меньше, чем у «Пятерочек»). У них, конечно, упрощенная выкладка товаров. Но в отличие от других жестких дискаунтеров — «Светофора» и «Маяка» — на склад не похожи. Ассортимент не богатый: в каждой категории товара всего по два — три наименования.
Кроме того, в «Чижиках» много товаров под собственными торговыми марками. Эти бренды зачастую неизвестны широкому кругу, но позволяют продавать дешевле для покупателя и с большей прибылью для ритейлера. А вот акции и скидки в дискаунтерах искать бесполезно. Считается, что здесь и так низкие цены.
«Чижик» — новая сеть жестких дискаунтеров крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group (в него входят «Пятерочка», «Перекресток»). Первый магазин открыли в 2020 году в Москве. В 2021-м число точек выросло до 72. По данным на 15 сентября 2022 года, под брендом «Чижик» работают более 200 магазинов в 18 регионах. А к 2025 году сеть планирует запустить 3000 магазинов.
В настоящий момент в Челябинской области действуют 12 магазинов под брендом «Чижик».
— «Чижик» вышел на Урал 15 августа — открыл первые магазины в Челябинской области и еще в двух регионах (в Екатеринбурге и Перми — Прим. ред.). Спустя месяц мы положительно оцениваем результаты работы сети в регионе. Наблюдаем рост популярности формата, в связи с чем планируем реализовать намеченный план по открытиям 40 магазинов, — рассказал 74.RU представитель X5 Group.
Одновременно с открытием первых «Чижиков» в Свердловской и Челябинской области заработал распределительный центр площадью 18,7 тысячи квадратных метров. Он находится в Екатеринбурге. Сюда будет поступать продукция от более чем 200 поставщиков. Грузооборот распределительного центра составляет 580 паллет в сутки, к концу года увеличится до трех тысяч паллет.
«Большой разницы не вижу»
Больших очередей на открытии первых торговых точек в Челябинске не было. Но многие покупатели шли целенаправленно — посмотреть своими глазами, сравнить цены. Пенсионеры разбирали яйца по 29 рублей и сахар по 49 рублей. По словам живущей неподалеку от нового супермаркета Надежды Петровны, это действительно низкие цены.
Другая покупательница пришла за стиральным порошком. Но оказалось, что он дороже, чем она видела в другом магазине.
— Persil тут по 499 рублей продают, а на днях мне попадался дешевле — по 460 рублей, — удивилась Ирина Николаевна.
Еще пару покупателей признались, что несколько разочарованы ассортиментом «Чижика».
— Понимаю, что это магазин низких цен, но уж слишком выбор маленький, — отметила Надежда. — Кое-что вроде бы дешевле, но в целом большой разницы в ценах не вижу.
«На первом месте — фактор цены»
Все крупные ритейлеры занялись развитием дискаунтеров. Причина лежит на поверхности — снижение покупательной способности россиян. Проще говоря, народ голосует рублем. И наметился этот тренд уже давно. Достаточно вспомнить, что самой растущей сетью в 2021 году стал дискаунтер «Светофор», а вовсе не вездесущие «Магнит» или «Пятерочка».
В структуре новых открытий за год больше всего выросла доля дискаунтеров — до 60,9%, чуть меньше магазинов «у дома» — до 11,8%, подсчитали в компании INFOLine. А сегмент супермаркетов и гипермаркетов наоборот постоянно сокращается.
— Дискаунтеры сейчас очень востребованы рынком. Во-первых, их в объемах страны мало, во-вторых, экономическая ситуация сейчас не предполагает роста доходов, при этом обязательные платежи, тарифы и розничные цены продолжают расти. Ценовой фактор при выборе товара вынужденно вышел на первый план, — объяснила руководитель направления «Ритейл», партнер агентства M.A.Research Анна Синявская.
Эксперт считает вполне обоснованными планы Х5 по экспансии «Чижика», так как проект успешно прошел пилотную стадию и оказался жизнеспособен.
— Там высокая, около 40%, доля СТМ (собственные торговые марки — Прим. ред.) в продажах, что очень важно для жесткого дискаунтера. Компания планирует довести ее до 50%. Строятся новые распределительные центры, которые ускорят развитие сети «Чижик», — добавила Анна Синявская. — Успеют ли они открыть именно 400 магазинов, сказать трудно. Если уже подобраны локации или есть договоренности о покупке подходящих местных сетей, то успеют.
По данным за второй квартал 2022 года, выручка жестких дискаунтеров «Чижик» выросла в 28 раз — до 6,8 миллиарда рублей.
Стратегия дискаунтера сегодня одна из самых востребованных на рынке. По мнению экспертов, в первую очередь это связано с падением доходов населения.
— В принятии решения о покупках фактор цены выступает на первом месте. Поэтому практически все крупные ритейлеры запустили проекты в этой сфере. Но одно дело — стратегия, другое — ее реализация, — отметил гендиректор INFOLine Иван Федяков. — Как это часто бывает, гладко было на бумаге, но забыли про овраги. Так и здесь. Дискаунтерам необходимо иметь серьезную закупочную силу, превосходство над другими игроками по объемам продаж и большую долю собственных торговых марок. У европейских дискаунтеров она превышает 70–80%, у некоторых доходит до 95%. В наших дискаунтерах эта цифра редко приближается к 50%. Отчасти с этим связано некое разочарование покупателей. С одной стороны, магазины аскетичные, с другой стороны, для достижения низких цен не так-то и много сделано. Хотя по большому счету разочарования быть не должно, идет нормальный процесс.
Вопрос в том, как ситуация будет развиваться дальше, рассуждает эксперт.
— Прежде всего необходим рост доходов населения. Тогда обычные магазины, которые торгуют широким ассортиментом продовольственных товаров, окажутся более востребованными и смогут эффективно противостоять дискаунтеров, — указал Иван Федяков. — Если экономическая ситуация будет ухудшаться, и кризис перейдет в долгосрочный, а, к сожалению, к этому много предпосылок, то уже не до жиру, быть бы живу. Все претензии к ассортименту и качеству придется немножечко умерить. И дискаунтеры продолжат процветать.
Дискаунтеры будут заправлять в ритейле, пока не начнется реальное восстановление покупательской активности и спроса, резюмировал эксперт.
А вы покупаете продукты в дискаунтерах?
В Челябинске действует несколько дискаунтеров: «Доброцен», «Светофор», «Маяк», «Находка». Мы разбирались, на кого рассчитаны магазины-склады и в чем суть этой бизнес-модели. А также проверяли, реально ли в них сэкономить.
Почитайте также репортаж из первого в Челябинске магазина сети «Жизньмарт», в котором нет кассиров. Весной в город зашла федеральная сеть продуктовых магазинов «ВкусВилл», и мы изучили ее ассортимент.