2024 год бодро начался для рынка электромобилей, и в марте был установлен абсолютный рекорд их продаж. Но с тех пор спрос упал вдвое, и даже ажиотаж на рынке в начале осени не оживил его достаточно: уже третий месяц подряд продажи ниже уровня прошлогодней давности. В лидерах по-прежнему Zeekr, а электромобили российской сборки продаются вяло.
Рынок новых электромобилей в России уверенно рос все последние годы. Если в 2018-м было продано лишь 144 таких машины, то в прошлом году — более 14 тысяч. За пять лет объем рынка вырос в сто раз.
Удачным было и начало 2024-го, и только в марте продажи составили 2,5 тысячи единиц, из которых половина пришлась на Zeekr. Немногим хуже был результат апреля (2,2 тысячи), но после этого три месяца подряд продажи колебались в районе 1,1 тысячи машин в месяц.
Спрос на электромобили затормозили введенные в апреле таможенные правила, которые обязали импортеров доплачивать разницу в пошлинах, НДС и акцизах при ввозе электромобилей через страны ЕАЭС. В этих странах действуют льготные режимы импорта «электричек», и недавно мы показывали разницу в цене на примере нового электромобиля eπ 007 из Белоруссии. Спрос в марте и апреле был «перегрет» негативными ожиданиями, и затем наступило предсказуемое охлаждение рынка.
А вы бы купили электромобиль?
Однако август и сентябрь оказались хуже ожиданий: пока рынок бензиновых машин ставил рекорды, продажи «электричек» восстановились, но не так заметно — до 1,3 тысячи машин.
Лидером рынка остается Zeekr, который в сентябре купили 586 раз. Для сравнения, в марте продажи составили 1216 штук, при этом Zeekr сохранил долю рынка на уроне 50%. Состав остального топ-5 изменился радикально: если в марте вслед за Zeekr шли VW (269 штук), Tesla (152), Avatr (140), Evolute (138), то в сентябре на втором месте «Москвич» (157), а далее — Ora (74), Evolute (57), Avatr (39). Таким образом, за прошедшие семь месяцев из лидеров продаж выпали две иностранные марки (VW и Tesla), зато усилил позиции «Москвич» и неожиданно китайская Ora.
Обращают внимание и низкие результаты Evolute: несмотря на статус российского бренда, местную сборку машин в Липецке и широкий ассортимент из шести электрических моделей, продажи сентября остались на низком уровне. Evolute объявил выгодные цены на свою основную модель, седан i-Pro: с учетом госсубсидии в 925 тысяч рублей и ряда других скидок стоимость начинается от 1,75 млн рублей.
Ранее цены на электромобили снижали и другие марки: так, Voyah Free подешевел сразу на 2,42 млн рублей, а недавно миллион рублей скинул производитель гибридов Aito. Интересно, что «Москвич-3е», позиции которого в рейтинге продаж улучшились, цены не снижал: модель 2024 года стоит от 4,1 млн рублей. АВТОВАЗ же демонстрирует традиционный оптимизм, назначив стоимость от 4 млн рублей за Lada e-Largus — электромобиль на базе румынского шасси 2005 модельного года.
При этом бодрое начало 2024 года позволило уже к концу сентября реализовать в России почти 14 тысяч электромобилей, что сопоставимо с результатами всего 2023 года.
Продажи электромобилей могут просесть в начале следующего года, когда для них резко возрастет утильсбор (в октябре он не изменился).