Золотой стандарт для российских автомобилей среднего класса — моторы объемом 1,6 литра: они же популярны и в Европе. Но с тех пор, как китайские иномарки стали у нас безальтернативны, бросается в глаза, что большая их часть поставляется в Россию с 1,5-литровым моторами. Откуда этот культ «полторашки»? Этому есть вполне конкретное объяснение.
Вообще, китайские марки везут в Россию автомобили с разными объемами моторов. Например, Chery Tiggo 7 Pro Max после выхода его петербургского клона Xcite получил двигатель объемом 1,6 литра. Такой же ставят на Chery Tiggo 8 Pro, а в качестве альтернативы — 2-литровый мотор. Geely Atlas в разное время поставляли в Россию с моторами объемом 1,8 литра, 2 литра, 2,4 литра, а Tank 500 комплектуют двигателями объемом до 3 литров.
Но всё же львиную долю китайских машин поставляют в Россию с 1,5-литровыми моторами, реже — с атмосферными, чаще — с турбонаддувом. Причем уровень их форсировки очень различается: от относительно скромных 136-сильных двигателей «Москвича-3» до 181 л. с. у Changan Uni-V. Почему китайские марки любят непривычный нам формат мотора?
Так было не всегда: до середины десятых годов в Китае были популярны и моторы объемом 1,6 литра: такой, например, стоял на Chery Amulet и дорестайлинговых Changan CS35. Но изменения в налоговых и таможенных правилах к началу двадцатых годов сделали моторы объемом 1,5 литра предпочтительными. В самом Китае акциз на автомобили зависит от объема мотора, и для категории 1–1,5 литра он составляет 3%, а для моторов 1,5–2 литра — 5%. КНР всё активней экспортирует автомобили, и основным направлением до сих пор были страны ASEAN (Вьетнам, Таиланд, Лаос, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины и так далее). По таможенным правилам ASEAN для автомобилей с моторами до 1,5 литра действует льготная таможенная пошлина 5%, что стимулирует переходить на такие моторы не только китайские компании, но и совместные предприятия с иностранными брендами. Так, например, если в России фольксвагеновское семейство моторов EA211 предлагали в основном с объемами 1,4 или 1,6 литра, то в Китае — 1,5 литра (такой, например, ставят на Jetta VA3 и некоторые Tiguan).
Фискальные правила привели к тому, что в Китае моторы объемом 1,6 литра потеряли привлекательность: за 100 кубиков рабочего объема приходится доплачивать. Но в целом китайский рынок предлагает много моделей с двигателями 1,8 и 2 литра, потому что акциз на них также не очень велик. Совокупная налоговая нагрузка на машину объемом двигателя 1–1,5 литра составляет 28,88% от ее себестоимости, а для машины с двигателем 1,5–2 литра — 26,5% (источник). Однако моторы больших объемов облагаются повышенным акцизом: например, для категории 3+ литра он составляет 25%, а совокупная налоговая нагрузка — 42%. Поэтому в целом на китайском рынке популярнее двигатели объемом до 2 литров, а в массовом сегменте — до 1,5 литра.
Российское восприятие отчасти искажено и тем фактом, что основной спрос в нашей стране приходится на машины, которые в самом Китае считаются лоукостерами: Haval Jolion, Chery Tiggo 4 Pro, Geely Coolray, Changan CS55PLUS, Omoda C5, Belgee X50 и так далее. В топ-10 российского рынка есть только две китайские модели с моторами другого объема: 1,6-литровый Chery Tiggo 7 Pro и 2-литровые Geely Monjaro. Но если брать более дорогие сегменты китайских машин, скажем, ценой от 4 миллионов рублей, там более распространены 2-литровые моторы.
Азиатская налоговая политика привела и к тому, что большая часть китайских автомобилей имеет турбомоторы с достаточно высокой форсировкой — 100 л. с. с литра считается нормой. Фактически 1,5-литровые агрегаты в Китае заняли нишу, в которой во времена атмосферников доминировали моторы объемом 1,6–2 литра. Есть у этой тенденции и обратная сторона: чем выше форсировка, тем обычно ниже ресурс и надежность мотора, хотя точных данных о долговечности китайских «полторашек» нет.
И еще одно соображение: Китай — это страна электромобилей и гибридов. Первым ДВС не нужен в принципе, а вторые вполне обходятся 1,5-литровыми «бензогенераторами»: такие стоят на пятиметровых Lixiang L7 и Auto M7. Суперкар по-китайски — это не многолитровый монстр, а машина с электрическим приводом типа Zeekr 007. А потому и спрос на двигатели внушительного объема здесь гораздо скромнее, чем, например, в Европе и тем более США.
Кстати, в ближайшие полгода ожидается значительное подорожание машин из-за роста утильсбора.