Госдума утвердила ежегодное повышение акцизов на мотоциклы, легковые автомобили и топливо в размере 4%, что само по себе будет добавлять к стоимости бензина по 50 копеек в год. Однако и без этих мер цена бензина непрерывно повышается с начала года, а в начале лета процесс интенсифицировался настолько, что уже в июле возможно обновление исторического рекорда топливных цен.
Рекорд возможен в июле
С начала года бензины АИ-92 и АИ-95 подорожали на 2 рубля за литр (данные Росстата), что соответствует среднему увеличению цены на 8 копеек за неделю. Но половина всей наценки, то есть рубль на литр, приходится на период с 10 июня по 8 июля, а это эквивалентно среднему подорожанию на 25 и 20 копеек в неделю для бензинов АИ-92 и АИ-95 соответственно. Это не так и далеко от темпов прошлогоднего подорожания, которые привели к бензиновому кризису: тогда с июня по сентябрь литровая цена топлива прибавляла по 32 копейки в неделю. Пиковая интенсивность была зафиксирована в середине сентября, когда за неделю бензин АИ-95 подорожал сразу на рубль. Пока удорожание бензинов не достигло рекордных значений, но заметно ускорение процесса за последние недели.
Цена дизтоплива меняется неравномерно: в феврале и марте наблюдалось его удешевление более чем на рубль, но с 25 марта по 8 июля цена «солярки» выросла на 1,87 рубля (12 копеек в неделю). В целом интенсивность удорожания дизельного топлива отстает от бензинов.
Если брать абсолютные цены, то стоимость бензина АИ-95 уже близка к рекорду, установленному 25 сентября 2023 года: тогда литр стоил 53,93 рубля, сейчас — на полрубля меньше. При нынешних темпах подорожания рекорд может быть обновлен уже в июле.
На розничный рынок давят возросшие биржевые котировки: так, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи стоимость бензина АИ-95 в опте выросла с 55 тысяч рублей за тонну до 69 тысяч рублей за тонну. Рекорд, установленный в прошлом сентябре, — 76 тысяч рублей за тонну.
Почему дорожает топливо?
Эксперты отмечают несколько факторов: общая инфляция (3,88% с начала года), сезон отпусков и атаки украинских дронов на российские НПЗ. России удалось избежать глобального дефицита нефтепродуктов, в том числе введением краткосрочного запрета на их экспорт, но бензин оказался более чувствителен к остановке НПЗ, чем дизтопливо. Так, эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков пояснил, что если последнее Россия производит с большим запасом для отгрузки на экспорт, то для бензина такой запас лишь в районе 10% от общего производства. Проще говоря, страна потребляет примерно столько же бензина, сколько производит, поэтому спад его выпуска сказывается на внутреннем рынке.
Оценивать влияние работы НПЗ на рынок нефтепродуктов стало сложнее после того, как Росстат перестал публиковать данные об объемах нефтепеработки в России. По данным газеты «Коммерсант», ряд подвергшихся атакам дронов НПЗ уже восстановлен, и в июле-августе ожидается увеличение темпов нефтепереработки на 8,5% относительно июньского уровня — до 5,7 миллиона баррелей в сутки. В частности, «Лукойлу» удалось восстановить установку первичной переработки нефти на Нижегородском НПЗ, который дает около 10% выработки бензина в стране. Приток этого топлива в теории должен охладить рост его стоимости.
Экспортное эмбарго стабилизирует цены
У правительства остается и другой рычаг воздействия на «нефтяников» — запрет на экспорт нефтепродуктов. К этой мере прибегли осенью 2023 года, а затем — в марте 2024 года. Запрет должен был действовать до осени, но 20 мая эмбарго временно сняли: сначала до конца июня, теперь — до конца июля. Однако в августе его могут вернуть, ограничив нефтяным компаниям выход на внешние рынки, в связи с чем резкий рост бензиновых цен сейчас не в их интересах.
Что касается акцизов, то очередная индексация нас ждет с 1 января 2025 года: если сейчас для бензина пятого экологического класса акциз составляет 15 048 рублей за тонну, то в будущем году поднимется до 15 755 рублей, а к 2027 году — до 17 040 рублей. Индексация на 4% в год более-менее типична для России, и акцизы на топливо увеличивают регулярно. Нынешняя ставка в 15 тысяч рублей за тонну обеспечивает 11 рублей розничной цены литра.
Попутно увеличатся и акцизы на автомобили. Для машин небольшой мощности этот сбор не очень чувствителен, например, для категории 90–150 л. с. с 2025 года он составит 61 рубль за лошадиную силу (то есть 5,5–9,1 тысячи рублей на автомобиль). Но для автомобилей мощностью, например, 300–400 л. с. акциз достигнет 1628 рублей за силу, или 488–651 тысячу на автомобиль.
Также власти одобрили увеличение утилизационного сбора, что наверняка приведет к очередной спирали удорожания иномарок. Нечто подобное мы видели уже в августе прошлого года после первого раунда повышения утильсборов.