В первом полугодии в России продали 719 тысяч автомобилей, и результат можно признать кисло-сладким: с одной стороны, это лучшие полгода с начала СВО и относительно аналогичного периода 2023 года рынок вырос на 79%. С другой стороны, даже так он не установил рекордов: например, в первой половине 2021-го, когда спрос восстанавливался после коронавируса, продажи превышали 800 тысяч машин. К тому же с марта наметилась негативная тенденция, и продажи снижаются уже третий месяц подряд. Здесь примешивается и сезонный фактор, но торможение рынка связано не только с этим. Ниже — основные итоги для авторынка за полгода.
Тепло, но не жарко
Июньские продажи автомобилей составили 124 тысячи, что в полтора раза лучше прошлогоднего результата, но ниже «докризисных» значений: так, в 2018 году июньские продажи превышали 150 тысяч машин, а в 2015-м — 240 тысяч. Итоги полугодия в целом выглядят оптимистично, и, если такие темпы продаж сохранятся, к декабрю продажи могут достигнуть уровня 1,5 миллиона машин, что плюс-минус соответствует объему, характерному для авторынка после 2014-го (до этого планка была вдвое выше).
Лучшим месяцем полугодия остался март, когда было продано 146,5 тысячи автомобилей. Но апрельские изменения правил параллельного импорта вкупе с подорожавшими кредитами привели к торможению рынка, несмотря даже на снижение цен.
АВТОВАЗ цементирует лидерство
Lada остается самой популярной маркой России, но скорее от безвыходности: в сегменте до 1,5 миллиона рублей у нее просто нет конкурентов. Полугодовые продажи составили 207 тысяч автомобилей, и доля рынка АВТОВАЗа приблизилась к 29%. Для сравнения: в 2019 году (последнем доковидном) доля Lada составляла 22%.
При этом главный бестселлер марки, Lada Granta, показала очень умеренный рост продаж по итогам полугодия: всего 2% на фоне 79% в среднем по рынку. Но это во многом предсказуемо — часть клиентов оттянула на себя вернувшаяся Lada Vesta, которая стала второй самой популярной моделью в России. Спрос на обе Lada в первом полугодии был стабилен, и, вероятно, продажи, помимо прочего, ограничивают возможности АВТОВАЗа по выпуску машин.
Chery атакует с флангов
Среди иностранных марок-лидеров в России сложилась субординация, которая не нарушена и в первом полугодии 2024-го: четверка лидеров сохраняется уже много месяцев — Haval, Chery, Geely, Changan. Но интересно другое: в топ-10 марок половина — это Chery и ее суббренды. В десятке есть и Omoda, и Exeed, и Jetour, и Jaecoo. Это своеобразный ответ критикам (и нам в том числе) по поводу размножения дочерних марок, которое практикует Chery: несмотря на техническую схожесть, они всё равно пользуются спросом. Причем в сумме суббренды дают столько же продаж, сколько основная марка, позволяя всему концерну удваивать свое присутствие на рынке. Усилить этот процесс может появление Xcite X-Cross 7 на базе Chery Tiggo 7 Pro. Продажи стартовали в конце мая, и пока реализовано 550 машин. Для попадания в десятку нужно увеличить продажи еще раз в пять, но шансы есть: Xcite продают через автосалоны Lada, так что клиентский трафик им обеспечен.
Что касается моделей лидеров, лидирует по-прежнему дуэт Haval Jolion и Chery Tiggo 7 Pro (самый популярный импортируемый автомобиль), на третье место выбился Chery Tiggo 4 Pro, за которым идут Changan CS55, Geely Monjaro и Omoda C5. Также в десятке — Belgee X50, хотя результаты его предшественника, Geely Coolray I, были лучше: в прошлом году он красовался в тройке иномарок.
Рынок отбеливается
Заметна и другая тенденция — засилье «официальных» производителей, что в наших реалиях означает российские и китайские бренды. Иномарки старой школы окончательно выпали из всех топов продаж, и найти их теперь можно за пределами топ-50 моделей. Пострадал и «серый» импорт из Китая: например, Lixiang, который осенью заскакивал в топ-10 моделей, теперь откатился во вторую десятку. На это прежде всего повлиял запрет на «беспошлинный» ввоз таких машин через страны ЕАЭС (в основном Киргизию и Белоруссию). При этом в июне Lixiang разошелся тиражом более 1000 единиц, став третьим по популярности премиум-брендом после Exeed и Tank (хотя причастность этих марок к премиум-сегменту — вопрос дискуссионный). Но для сравнения: в декабре прошлого года Lixiang продавался вдвое лучше.
Пострадали и продажи электромобилей: если в начале года месячные результаты достигали 2000 единиц, то к маю упали до 1000 (июньских данных еще нет). При этом Zeekr остается безоговорочным лидером сегмента: за пять месяцев продано более 4000 машин, тогда как идущие на втором и третьем местах Evolute и Volkswagen разошлись тиражами в районе 700 машин.
«Москвич» снова на спаде
Июньские продажи «Москвича» упали по сравнению с весенними результатами. В первый месяц лета реализовано 1323 автомобиля, что лишь немногим лучше среднего результата прошлого года, весьма безрадостного. Это особенно проблематично с учетом резкого снижения цен весной 2024-го, которое привело лишь к кратковременному оживлению спроса: в марте статистику усилила распродажа машин 2023 года, но с апреля — снова спад.
Снижение спроса можно объяснить охлаждением рынка в целом, но лишь отчасти. Так, если с марта по июнь суммарные продажи машин в России упали на 15%, то у «Москвича» — более чем вдвое. В апреле «Москвич» незначительно поднял цены на свежие автомобили, но прайсы в любом случае скромнее прошлогодних, так что в теории спрос должен держаться на достаточно высоком уровне. Его падение — тревожный знак для компании, у которой не планируется громких новинок: к концу года должен дебютировать кроссовер «Москвич-8», но он, скорее всего, будет дороже и «трешки», и «шестерки».
Цены на автомобили пока стабильны, но очередной виток подорожания вероятен, если власти увеличат утилизационные сборы: первоначально эту идею продвигал глава АВТОВАЗа Максим Соколов.