Две трети российских компаний, занимающихся грузоперевозками, страдают от дефицита кадров, причем у четверти компаний не хватает более 30% водителей. К такому выводу пришли специалисты в опросе, проведенного Институтом социально-политической исследований ФНИСЦ РАН и Национальным автомобильным союзом. Кадровая проблема оказалась ключевой и наслоилась на постепенное старение персонала, плохое состояние здоровья и высокие зарплатные ожидания.
В личном опросе приняли участие 889 водителей фур, с которыми авторы исследования общались на стоянках грузовиков в разных федеральных округах. Возрастные водители принимали участие в опросе менее охотно, поэтому эксперты считают, что результаты оказались несколько лучше реальной картины. Но даже так на водителей старше 41 года приходится 42,3% опрошенных.
Отрасль характеризуется текучкой кадров, например, хотя в целом водители отмечают удовлетворенность работой, более половины меняли место работы в последние три года, а 7% — более трех раз. При этом в 74% случаев смена происходила по инициативе водителя, и только четверть случаев приходится на увольнение или банкротство предприятия.
Полностью здоровыми назвали себя 23% водителей, 66% страдает от регулярных заболеваний. У 39% здоровье в последние пять лет деградировало. Высокие риски для здоровья отмечали в качестве негативного фактора профессии 60% ее представителей.
При этом четверть водителей имеет менее трех выходных в месяц, а 82% — менее семи дней в месяц, что является нарушением Трудового кодекса. Около трети в последние два года не были в отпуске, а 35% водителей отпуск могут взять только за свой счет.
Стареет и транспорт, хотя здесь ситуация не выглядит критичной: 31% водителей ездят на грузовиках в возрасте младше 5 лет, примерно столько же приходится на технику старше 10 лет.
Большая часть водителей (60%) имеет зарплату менее 100 тысяч рублей, а 13% — менее 50 тысяч. Около половины дальнобойщиков называют справедливой зарплату в районе 140 тысяч рублей, но по факту ее получают 15%, а еще около 5% зарабатывает более 200 тысяч в месяц.
Исследователи считают высокие нагрузки и риски для здоровья главными факторами, которые приводят к уходу людей из профессии.
— Водители фактически ведут кочевой образ жизни вдали от своих семей, с ночевками в кабине фуры, нерегулярным и зачастую некачественным питанием. В результате у многих из них начинаются проблемы в личной жизни, а некоторые уходят из дальнобоя в другие сферы, что еще больше усугубляет кадровую проблему в отрасли грузоперевозок, — объясняет заместитель директора по научной работе ИСПИ ФНИСЦ РАН Наталья Великая.
— Кадровая проблема в отрасли грузоперевозок — одна из ключевых для этого стратегически важного направления, — говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Уже сейчас мы наблюдаем острую нехватку водителей, и в ближайшие несколько лет ситуация может усугубиться. Государству и бизнесу необходимо принять меры по улучшению условий труда и состояния техники, чтобы обеспечить водителям грузовиков комфортную работу. Бездействие повышает риск вымывания из отрасли профессиональных дальнобойщиков — не только по причине старения, но и в том числе из-за смены профессии.
Кадровый голод отмечается в России с 2022 года. С тех пор он охватил сразу несколько ключевых сфер, среди которых — водители такси, медики, полицейские. «Пылесосом» для рынка труда служит оборонная промышленность и связанные с ней отрасли. Эксперты отмечают нехватку мигрантов и молодых сотрудников (миллениалов).