Автомобили дорожают, как и полисы ОСАГО. Тем временем Российский Союз Автостраховщиков пытается продвинуть идею использования подержанных запчастей для восстановления машин в рамках страховки. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что этому нужно противостоять. Эксперт опасается, что запчасти будут вытаскивать из угнанных автомобилей. Приводим его мнение от первого лица.
Главный проект РСА сейчас — это легализация использования б/у запчастей в сфере ОСАГО. Однажды страховое лобби уже пыталось внедрить это в законодательство об ОСАГО, ради этого вводился ремонт. Тогда удалось отбиться.
Сейчас РСА заказало коммерческой структуре «Научно-исследовательского института автомобильного транспорта» некие исследования, которые пытается выдать за нормативные документы о том, какие б/у запчасти можно использовать, а какие — нельзя. Идет активное давление на органы власти. Заказывают формирующие опросы отдельным блогерам.
Нужно отбиваться. Единственный вариант — заставить страховое лобби уйти в бесконечное согласование параметров реформы, и лучший вариант — это двигаться через внесение поправок в Технический регламент Таможенного союза 018/2011. Это самый главный документ, который определяет все этапы жизни автомобиля, кроме утилизации и использования б/у запчастей. Эти разделы просто забыли написать.
В итоге мы не знаем, какие запчасти можно использовать, какие — нельзя, кто может восстанавливать запчасти, и как это происходит. В мире это обычно очень четко описано. Иначе получается, что можно ставить б/у тормозные колодки, бамперы, склеенные из нескольких частей, подушки безопасности непонятного назначения.
Почему поправки в ТР ТС подходят идеально, чтобы отправить страховщиков в долгое, эпическое путешествие? Потому что поправки в ТР ТС внести не получается уже который год. Пару раз вышло, когда вводили экстренные поправки, но ситуация тогда была иной. Поддержать поправки должна не только Россия, но и другие страны ЕАЭС. Уже согласованные пять лет назад поправки до сих пор не внесены. Мы в данном случае надеемся, это ЕАЭС продолжит работать столь же плохо, как раньше, и застопорит эти вредные нововведения на максимально долгий срок.
При этом Национальный автомобильный союз не против восстановления запчастей, мы очень даже «за». Это реальная практика, которая много где в мире используется. Однако надо понять для начала, что можно восстанавливать, что такое восстановление, как обеспечить безопасность, качество и защитить интересы покупателя. Это должно быть очень четко описано в законодательстве, в том числе техническом.
Одновременно надо решить и вопрос легальности происхождения б/у запчастей. В нашей стране вообще нет законодательства о разборках авто. Никакого. Полностью серая зона.
Одно дело, когда это разбор битого авто. Но разбирают и угнанные, причем от угона до превращения в запчасти проходят буквально часы. А РСА хочет легализовать использование запчастей с угнанных авто через систему ОСАГО?
В итоге Минпромторг отреагировал и обозначил необходимость внесения поправок в ТР ТС для использования б/у запчастей. Надеюсь, это даст нам дополнительные несколько лет и защитит интересы автовладельцев. Супердорогой в сравнении с белорусским полис ОСАГО россияне приобретают за полновесные новые рубли, а не за сувенирные купюры банка приколов. Вот и восстановление своих машин ожидают получить новыми запчастями.
Как думаете, стоит ли разрешить использовать бэушные запчасти в сфере ОСАГО?