Первый квартал выдался для авторынка весьма успешным, но оживление объяснялось щедрыми распродажами автомобилей 2023-го: к январю у некоторых марок скопились многомесячные запасы, что вынудило компании резко уронить цены на прошлогодние машины. Но их запасы постепенно заканчиваются, и с точки зрения долговременной тенденции интереснее стоимость модели уже нового года. И пока ситуация выглядит оптимистичной: в первой половине апреля падение цен продолжилось. Подробнее — в нашем обзоре.
Пожалуй, самый яркий пример — это марка Omoda, которая в прошлом году взяла хороший старт на рынке и явно не относится к аутсайдерам. Тем не менее кроссовер С5 2024 года оказался сразу на полмиллиона дешевле машин 2023 года выпуска: базовая цена упала с 2,678 миллиона до 2,178 миллиона рублей, и это не считая скидки в 180 тысяч рублей за трейд-ин. Похожая ситуация с седаном Omoda S5: прайсовая стоимость на машины 2024 года упала с 2,25 миллиона до 2,02 миллиона, а еще 330 тысяч предлагают в виде компенсации за трейд-ин.
Родственная «Омоде» компания Chery пошла тем же путем, например, по данным агентства «Автостат», седан Arrizo 8 подешевел на 460 тысяч, популярные кроссоверы Tiggo 7 Pro Max скинули от 200 до 330 тысяч (не во всех версиях), Tiggo 8 нового года стал доступнее на 130 тысяч, а его версия Max — на сумму от 200 до 260 тысяч рублей.
Подешевели электромобили Ora (суббренд Great Wall): если осенью прошлого года они стоили в районе 4 миллиона, то сейчас цена начинается от 3,5 миллиона рублей. Продажи стартовали в прошлом ноябре, и до конца 2023 года реализовано лишь 50 электромобилей.
Марка Livan создана на основе обанкротившейся Lifan, и ее компактный кроссовер Х3 Pro осенью стоил от 1,88 миллиона, а сейчас прайс начинается от 1,559 миллиона рублей (с учетом прямой скидки). Автомобиль размером с Lada Kalina хорошо оснащен: система стабилизации, подушки безопасности, кондиционер, мультимедийная система есть уже в базе. За счет демпинга он стал самой доступной иномаркой на российском рынке, чуть опережая Changan Alsvin, который с учетом прямой скидки стоит от 1,65 миллиона рублей, что также ниже прошлогоднего уровня.
Оба китайских лоукостера сопоставимы по цене с Lada Vesta, что, возможно, сдерживает ее прайсы: так, минимальная цена Vesta c 16-клапанным мотором упала до 1,514 миллиона рублей. Для сравнения: осенью машины из наличия стоили минимум 1,592 миллиона. Кроме того, АВТОВАЗ предложил версии с вариатором по весьма конкурентоспособной стоимости от 1,589 миллиона рублей.
«Москвич», резко уронивший цены на автомобили 2023 года, опубликовал прайс-листы 2024 года, и они также симпатичнее прежних: «Москвич-3» стоит от 1,655 миллиона, тогда как в августе прошлого года минимальная цена составляла 2,22 миллиона рублей. Лифтбек «Москвич-6» свежего года стоит теперь от 2,2 миллиона, а осенью в момент выхода на рынок цена начиналась от 2,626 миллиона рублей.
Новый Geely Coolray, который теперь импортируют из Китая, за счет прямой скидки подешевел в базовой версии с 2,601 миллиона до 2,476 миллиона рублей, хотя эта цена действует только при покупке без кредита (для кредитных программ есть отдельные скидки). На оставшиеся в запасе Coolray первого поколения белорусского производства действует скидка в 65–155 тысяч рублей, но она не касается базовой версии: последняя по-прежнему стоит от 2,345 миллиона. Неизменна и стоимость его клона, Belgee X50 — от 2,291 миллиона рублей.
Радикально снизила цены компании Voyah: если год назад гибридный кроссовер Free EVR стоил минимум 7,29 миллиона, то сейчас цена по прайс-листу — 5,5 миллиона рублей. Вероятно, это реакция на рыночные успехи машин, ввезенных параллельным импортом, в частности гибриды Lixiang.
Кто прибавил в цене
Примеры удорожания есть, но они не настолько масштабны и точечны. Так, седан BAIC U5 Plus стоит теперь от 2,08 миллиона, тогда как в конце 2023 года за него просили от 2,045 миллиона, а в момент его выхода на рынок год назад стоимость начиналась от 1,7 миллиона рублей. Родственный бренд Kaiyi предлагает большие скидки на прошлогодние седаны E5, но стоимость по прайсу начинается от прежней отметки в 2,195 миллиона.
У Changan на 30–50 тысяч подорожали UNI-V, UNI-T, UNI-K, CS95 и пикап Hunter Plus. На 65 тысяч рублей прибавили в цене некоторые модели «УАЗ-Профи», а сильнее всего подорожала одна из моделей малоизвестного в России бренда GAC (не путать с JAC) — кроссовер GS8 прибавил 100 тысяч рублей.
Если обобщить, стоимость автомобилей продолжает снижаться, но в большей степени это касается марок, которые столкнулись с проблемами со сбытом и пытаются подтянуться к лидерам продаж. Например, к Haval Jolion, Geely Monjaro, Lixiang L7, которые задают тон в соответствующих классах. Явной тенденции к подорожанию в данный момент не чувствуется, но всё может измениться, если рубль продолжит дешеветь: за последний месяц он потерял около 3%, и в перспективе курс доллара может вернуться к 100 рублям.
А на днях мы протестировали зарядные станции для электромобилей в Челябинске: результат оказался плачевным, но не безнадежным. В России тем временем начали выпускать недорогую альтернативу кроссоверам Chery.