АВТОВАЗ снова обратился к правительству за разнообразной помощью. Глава тольяттинского гиганта Максим Соколов попросил главу Минпромторга Дениса Мантурова исключить из программ господдержки электрокары с низкой локализацией, видимо, расчищая поляну для будущей Lada e-Largus. Кроме того, Минпромторг пообещал снизить долговую нагрузку завода, хотя окончательно решение еще не принято. АВТОВАЗ уже неоднократно добивался выгодных для себя условий работы: например, в прошлом году Максим Соколов просил Минпромторг поднять утилизационный сбор на иномарки, что и сделали в августе.
АВТОВАЗ против китайских электромобилей
Минпромторг согласился с доводами Максима Соколова о необходимости исключить из программ господдержки электромобили с низкой локализацией. Речь прежде всего о марке Evolute, которая методом крупноузловой сборки выпускает на заводе «Моторинвест» под Липецком китайские электрокары. Электрическая модель есть у «Москвича», который, правда, переходит на мелкоузловую сборку машин. Производство китайских электромобилей начал калининградский «Автотор», а в следующем году ждем серийный «Атом». Минпромторг объявил о масштабном развитии «электропрома» еще в 2021 году, и с тех пор количество стартапов в этой области резко возросло. Одна из мер поддержки — скидка в 35% (не более 925 тысяч рублей) при покупке электрокара российской сборки в кредит.
Позиция АВТОВАЗа, с одной стороны, логична, потому что стимулирует производителей увеличивать локализацию машин. Но электромобильная отрасль в России только зарождается и объективно лишена возможности выйти на глубокие уровни локализации. Например, в стране пока нет масштабного производства литийионных батарей для автомобилей — самого дорогого узла электрокара. Гигафабрики «Рэнера» заработают не ранее следующего года, после чего и АВТОВАЗ, и другие предприятия смогут переходить на батареи российского производства, резко наращивая локализацию.
Есть и другое соображение: продажи электромобилей очень зависят от развитости сетей ЭЗС, а в России они в зачаточной стадии. Чтобы бизнесу было выгодно инвестировать в скоростных зарядные станции, нужно увеличить «поголовье» электрических машин, которые пока занимают лишь 0,1% от общего автопарка. В таких условиях лишение льгот местных производителей (пусть даже с высокой долей импорта) тормозит процесс электрификации транспорта в принципе.
При этом электрический e-Largus — весьма специфический автомобиль, рассчитанный, скорее, не на частных пользователей, а на корпоративные парки. Он разработан на базе обычного универсала и имеет батарею емкостью 44 кВт⋅ч вместо топливного бака — весьма компромиссное решение по меркам серьезных электрокаров. Дополнительную батарею емкостью 17 кВт⋅ч можно установить в передней части. Мощность электромотора составляет 150 л. с. в пике и 68 л. с. в течение 30-минутного цикла.
Списать долги? Легко
Кампанию по списанию долгов АВТОВАЗ начал еще год назад, когда Максим Соколов признал, что завод должен кредиторам более 100 миллиардов рублей. Многие из этих обязательств достались АВТОВАЗу в наследство от работы под патронажем Renault. После ухода французской компании завод оказался в сложном положении из-за необходимости заново выстраивать систему поставок автокомпонентов. Поэтому уже тогда руководство АВТОВАЗа просило Минпромторг подумать над снижением долговой нагрузки завода. В прошлом году часть кредитов предыдущих лет списали, и сейчас, судя по всему, АВТОВАЗ ждет второй раунд.
В актив АВТОВАЗу можно записать уверенную работу по возобновлению производства: в 2022–2023 годах на конвейер вернулись Lada Niva, Granta и Vesta, на очереди — ижевский Largus, а в следующем году начнется серийное производство Lada Iskra. Завод и его структуры попали под санкции, что в числе прочего не позволило в прошлом году выполнить производственный план в 400 тысяч автомобилей. Но в любом случае АВТОВАЗ продолжает восстанавливаться: так, недавно на Lada Vesta вернулись автоматические коробки передач (вариаторы). Однако с точки зрения автомобилистов проблемой остается ценовая политика АВТОВАЗа, и даже высокие таможенные пошлины не всегда спасают: средние комплектации Lada Vesta стоят сегодня до двух миллионов рублей — на уровне лучше оснащенных китайских кроссоверов типа Haval Jolion.
Впрочем, списание долгов — это один из способов снизить себестоимость продукции. Но воспользуется ли АВТОВАЗ этой возможность и снизит ли цены — вопрос. В течение прошлого года модели Lada в основном дорожали.
Должно ли правительство помогать АВТОВАЗу?
Ранее мы рассказывали, чем занимаются другие автозаводы России. Даже с учетом высоких пошлин из Китая можно привезти гибрид, который стоит на уровне некоторых версий Lada Vesta. А скоро стартуют продажи питерских Solaris — теперь это не название модели, а целый бренд.