В новый санкционный список США попала компания ООО «Авто Холдинг», ранее известная как «Лада Авто Холдинг». А это ни много ни мало структура, которая владела АВТОВАЗом с 2021 года, а также числилась в учредителях проекта по реанимации петербургского завода Nissan. Также под ограничения попал Aurus, который планирует выпуск иномарок на бывшем заводе Toyota. В санкционном листе оказалось и ФГУП НАМИ — структура Минпромторга, активно вовлеченная в работу с активами иностранного автопрома. По мнению экспертов, чувствительность новых санкций очень сильно зависит от позиции китайской стороны.
Что такое «Лада Авто Холдинг»
Де-факто это структура, созданная для контроля АВТОВАЗа во время перевода компании в российскую юрисдикцию. До 2021 года АВТОВАЗом управляла голландская компания Alliance Rostec Auto B.V., которую незадолго до начала СВО сменила как раз «Лада Авто Холдинг». В тот момент доли владельцев тольяттинского предприятия не изменились: треть акций принадлежало госкорпорации «Ростех», две трети — компании Renault. После ухода Renault и попадании «Ростеха» в санкционные списки АВТОВАЗ полностью перешел под контроль ФГУП НАМИ, которой отошли 100% акций ООО «Лада Авто Холдинг». В феврале 2024 года обе эти структуры оказались в санкционные списки США, а сам АВТОВАЗ включен в них еще в сентябре 2023-го.
ООО «Лада Авто Холдинг» также было владельцем компании «Лада Санкт-Петербург», созданной на основе ниссановской организации, отвечавшей за петербургский завод японской компании. Но еще в январе 2024 года завод переименовали, а ООО «Лада Авто Холдинг» вышло из числа учредителей предприятия. Кто именно владеет автозаводом сейчас, неясно, но менеджмент АВТОВАЗа рассказал, что петербургское предприятие вернулось в госсобственность.
По всем признакам АВТОВАЗ принял превентивные меры в ожидании грядущих санкций. Тем не менее включение трех крупных профильных структур говорит о стремлении США ограничить поставки в страну автокомпонентов, что не первый год тормозит восстановление российского автопрома.
«Придется ждать реакции китайцев»
Ряд аналитиков, к которым мы обратились с запросом на комментарий, отказались говорить, сославшись на чувствительность и неопределенность ситуации. Влияние санкций на АВТОВАЗ изданию Autonews объяснил автоэксперт Сергей Бургазлиев:
— К примеру, если условный поставщик АВТОВАЗа работает и с китайскими производителями и заказывает у него условные микросхемы, и с американскими, отправляя им уже готовые изделия с этим компонентом — например, готовые мультимедиасистемы для Tesla, то работать с ним и оплатить ему условные микрочипы не получится. То есть дело в комплексном механизме ограничения транзакций за какие-то поставленные товары, даже если этот товар является субкомпонентом. Если есть связь, то ее можно установить через платежи, через SWIFT, не в мешках же они деньги возят этим субпоставщикам.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает первостепенным фактором отношение китайской стороны к вопросу.
— Все эти санкционные процессы напоминают игру в кошки мышки, когда одни добавляют в санкционный список какие-то предприятия, другие переводят производства на иные юридические лица, — говорит он. — Но всё это будет опираться на позицию наших китайских партнеров. Те смотрят на то, как их российские производственные планы влияют на их же планы по конкурированию на европейских рынках. Они, безусловно, смотрят на то, сколько денег они получат от российского рынка, насколько он для них значим. И, конечно, они будут смотреть, с кем работать.
По его словам, просто перерегистрировать предприятие на другую компанию — это путь, конечно, возможный, но ничто не мешает недружественным странам включить и новые юрлица в санкционные списки:
— Поэтому мы будем надеяться на то, что китайцам наш рынок нужен. Для них экспорт автомобилей в Россию принес $ 11,5 миллиарда в 2023 году, и для многих китайских компаний Россия сейчас на втором месте по значимости после домашнего рынка. Поэтому, боюсь, нам придется ждать оценки этого баланса со стороны китайцев.
При этом глава АВТОВАЗа Максим Соколов еще осенью прошлого года отмечал влияние санкций на АВТОВАЗ: по его словам, это привело к блокировке платежей и массовым отказам поставщиков от сотрудничества. Дилеры АВТОВАЗа рассказывали, что у завода были перебои с поставками машин в первой половине 2023 года, после чего АВТОВАЗу удалось стабилизировать выпуск двух основных легковых моделей, Granta и Vesta. Не исключено, что крепчающие санкции снова создадут проблемы. От поставок из Китая зависят будущие проекты АВТОВАЗа, в частности, выпуск 1,8-литровых моторов, возвращение автоматических трансмиссий и систем стабилизации, перезапуск Lada Largus и начало производства Lada Iskra на оставшейся от Renault платформе.
«Народные» Aurus под угрозой?
Что касается Aurus, то Антон Шапарин считает ситуацию с ним не столь интересной для рядовых автомобилистов:
— Это машины недостижимого уровня для высших руководителей, и машины всегда найдутся, — говорит он. — Для рынка Aurus не представляет никакого интереса, это устаревшая конструкция с достаточно высокой ценой. Но тут самое важное, как будут наши партнеры из Эмиратов вести себя.
Уточним, что 36% компании Aurus принадлежит фонду из ОАЭ под названием Tawazun, который входит в оборонную корпорацию EDGE. Иностранные собственники могут также оказаться под риском вторичных санкций, и Сергей Бургазлиев в качестве одного из сценариев называет передачу Aurus арабским партнерам.
Недавно Минпромторг объявил, что автомобили Aurus будут выпускаться на бывшем заводе Toyota в Петербурге. Речь, по всей видимости, шла не о классических Aurus, которые используют для президентских кортежей, а об ребрендированных иномарках. Санкции против Aurus и НАМИ могут осложнить запуск этого проекта, который важен для российских чиновников: их планируют пересадить на технику отечественной сборки.
На это накладываются сложности с китайскими банками, которые всё активнее фильтруют российских импортеров. В новом пакете санкций числятся и другие крупные предприятия, например «Южуралзолото», «Мечел» и ЧКПЗ. При этом российский автопром только начал восстанавливаться, например «Москвич» внедряет сварку и окраску кузовов.