Лидер китайского авторынка, компания BYD, снизила стоимость своих гибридов и электромобилей. В России она официально не представлена, но один из ее бестселлеров, седан Qin Plus, выглядит интригующим кандидатом на параллельный импорт. Даже с учетом полной растаможки он стоит на уровне Lada Vesta, хотя крупнее ее, гораздо лучше оснащен и довольно экономичен. Мы прикинули, сколько могут стоить такие гибриды в России.
BYD — самый популярный в Китае автобренд, который с апреля 2022 года выпускает только машины с электроприводом. По итогам IV квартала 2023-го BYD обогнала Tesla в рейтинге продаж чистых электромобилей. По итогам всего 2023-го компания выпустила 1,6 млн электромобилей и 1,4 млн гибридов, а планы на этот год амбициознее за счет выхода нескольких дешевых моделей (BYD Seagull, Dolphin). Компания быстро расширяется: планы по строительству заводов есть в Венгрии, Индии, Бразилии, Мексики и Узбекистане.
О каком гибриде речь
В феврале BYD на 20% уронил цены на две родственные модели, седаны Qin Plus и Chaser 05. Гибридные версии обоих теперь стоят от 79,8 тысячи юаней, что в пересчете на наши деньги составляет 1,04 миллиона рублей. Минимальная цена на чисто электрическую версию Qin Plus снижена до 139,8 тысячи юаней (1,8 миллиона рублей), что почти вдвое дешевле, чем самый доступный электромобиль у нас: за Evolute i-Pro просят минимум 3 миллиона.
Наиболее доступная версия Qin Plus DM-i оснащают 110-сильным бензиновым мотором, 179-сильным электрическим, плюс есть аккумулятор емкостью 8,3 кВт⋅ч. Этого достаточно для городских пробегов в пределах 55 километров, то есть в ежедневном режиме седан может использоваться как чистый электромобиль. Интересно, что гибрид DM-i является последовательно параллельным: это означает, что бензиновый мотор может работать на генератор, заряжая батарею, но на скоростях свыше 65 км/час с помощью сцепления подключается к приводу колес через одноступенчатый редуктор. При падении уровня зарядки батареи ниже определенного уровня гибрид переход в бензоэлектрический режим со средним расходом топлива 3,8–4,6 л/100 км.
Версия с аккумулятором на 18,3 кВт⋅ч обеспечивает автономный пробег уже до 120 км. У нее чуть более мощный электромотор (197 л. с.), за счет чего время разгона до 100 км/час сокращается с 7,9 до 7,3 секунды. Неплохие, кстати, показатели: спасибо тяговитому электродвигателю.
Электромобили Qin Plus имеют батареи емкостью 48–72 кВт⋅ч и пробег на зарядке 420–610 км по китайской методике CLTC, что более менее реалистично для чисто городской езды. Но они дороже (от 109,8 тысячи юаней), поэтому для России с ее задранными пошлинами пока малопривлекательны.
BYD Chaser 05 (или Destroyer 05) — близкий родственник Qin, но представлен только в гибридных версиях, поэтому рассуждения ниже справедливы и для него.
Сколько стоит привезти гибрид BYD в Россию
Низкая цена делает седаны BYD конкурентоспособными даже с учетом пошлин. Правда, из-за двоякости гибридной схемы (и последовательная, и параллельная) не очень понятно, как именно ее будут квалифицировать российские таможенники и налоговики. Мы посчитали оба варианта и подчеркнем, что речь о белой растаможке без использования «киргизских схем».
Если автомобиль признают последовательным гибридом, совокупный таможенный платеж для юридического лица составит 434 тысячи рублей. Для параллельного гибрида платеж достигает 700 тысяч рублей.
Стоимость доставки предсказать сложно, но возьмем сумму с запасом — в 300 тысяч рублей (при массовых поставках было бы ниже). Еще 200 тысяч заложим на прочие расходы: сертификация, ЭРА-ГЛОНАСС и так далее. Итого стоимость такого седана в России в зависимости от схемы растаможки составит 1,974 миллиона или 2,24 миллиона рублей.
Даже с учетом пошлин и больших накладных расходов цена получается небезнадежной. Что можно купить сегодня за 2–2,3 миллиона рублей? Если не учитывать скидки, то в этот диапазон попадают топовые версии Lada Vesta, при этом модель компактнее Qin Plus и хуже оснащена: у «Весты» пока нет автоматических трансмиссий, системы стабилизации, шторок безопасности и так далее. Есть еще несколько китайских седанов, близких по размеру и комплектации к BYD Qin Plus, например, Geely Emgrand, Omoda S5, Kaiyi E5, BAIC U5. Эти машины имеют классическую силовую установку: 1,5-литровый бензиновый двигатель и вариатор.
На стороне «официальных» машин — гарантия, сервис, русификация, скидки при покупке. На стороне BYD Qin Plus — прогрессивная силовая установка. Гибрид, прежде всего, интересен жителям частных домов, которые могут подзаряжать его от розетки и изрядную часть времени ездить в электромобильном режиме. Заряжаться можно даже от бытовой сети: от 16-амперной розетки BYD Qin Plus с младшей батареей пополнится примерно за 3 часа.
Компания BYD не представлена в России официально, хотя машины возят параллельным импортом. При этом BYD очень активна в Узбекистане, который в прошлом году ощутимо обогнал Россию по скорости электрификации: настолько, что BYD начала строительство электромобильного завода в стране.
Имея 2 миллиона рублей, что бы вы предпочли?
Кстати, заряжать электромобиль в России можно и от солнечных батарей — не такая уж это и утопия. Ранее мы рассказывали, как именно в стране определяется мощность электромобилей и гибридов. Развивается и местное производство электрокаров — например, «Амберавто-А5» и «Атом».