Почти два года прошло с момента, когда российский автопром залег в многомесячную спячку. Весной 2022-го из-за ухода иностранных компаний остановились не только заводы по выпуску иномарок, но и АВТОВАЗ. Но к началу 2024-го автопром как будто ожил, и сразу несколько предприятий объявили о перезапуске: бывший Hyundai, бывший Nissan, бывший Peugeot, плюс одно из подразделений АВТОВАЗа. Еще два завода (бывшие Volkswagen и Toyota) должны перезапуститься в ближайшее время. Мы собрали все новости росавтопрома в дайджест в алфавитном порядке.
АВТОВАЗ (Тольятти, Ижевск)
Неожиданностью стал выход АВТОВАЗа из проекта по реанимации завода Nissan в Питере, где запустили производство кроссовера Xcite (о нем — ниже). У автогиганта остались две исконные сборочные площадки — в Тольятти и Ижевске.
АВТОВАЗу удалось стабилизировать выпуск трех основных моделей (Niva, Granta, Vesta), а в ближайших планах — перезапуск производства Lada Largus, которая переехала в Ижевск (до кризиса здесь делали Vesta).
В 2024 году должна дебютировать удлиненная Lada Aura, которую прочат в автомобили для чиновников. АВТОВАЗ продолжает работать над возвращением утраченных опций, и скоро должны вернуться вариаторы и системы стабилизации (с большой вероятностью — китайские). А из наиболее ожидаемых новинок — Lada Iskra, тестовые мулы которой замечены близ Тольятти. Модель построили на оставшейся от Renault платформе CMF-B-LS, которую АВТОВАЗ адаптирует к новым производственным реалиям.
«Автотор» (Калининград)
Завод сыплет новинками: в отверточном режиме в Калининграде собирают 12 моделей четырех китайских компаний Kaiyi, BAIC, SWM и DFSK. А недавно завод показал первый электромобиль под новым брендом «Амберавто», который выпускают с конца прошлого года. В планах и электромобиль собственной разработки. На этот год запланировано увеличение локализации за счет перехода на цикл со сваркой и окраской кузовов.
ГАЗ (Нижний Новгород)
С 2011 года в одном из цехов группы ГАЗ в Нижнем Новгороде по контракту делали модели Skoda и Volkswagen, в частности, Kodiaq, Karoq, Octavia и Taos. С весны 2022-го завод прекратил работу, позже предприятие Skoda расформировали. ГАЗ продолжает выпуск коммерческого автотранспорта, но, по заявлению губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, есть амбиции возродить выпуск легковых автомобилей под отечественным брендом. В числе кандидатов — «Волга».
«Москвич», бывший Renault (Москва)
В дополнение к кроссоверу «Москвич-3» в прошлом году столичный завод запустил лифтбэк «Москвич-6», а в 2024 году должен стартовать выпуск «Москвича-5» и «Москвича-8». Все модели являются ребрендированными JAC, которые до сих пор собирали в режиме крупноузловой сборки. С конца прошлого года завод внедряет сварку и окраску кузовов, хотя пока процесс идет в тестовом режиме. Производственный план на 2024 год — 50 тысяч автомобилей.
Кроме того, на столичном заводе могут организовать сборку первого электромобиля российской разработки «Атом».
УАЗ (Ульяновск)
Островок стабильности: скромное меню из «Патриотов», «Хантеров» и «Буханок» не меняется уже почти 20 лет, зато работа продолжается и в кризис. В новостную повестку УАЗ попадает скорее по курьезным поводам, например, он ввел плату в 50 тысяч рублей за доставку автомобиля до дилера. Подушки безопасности на ульяновские машины вернутся не ранее 2025 года.
Evolute (Липецкая область)
Производитель электрокаров принадлежит компании «Моторинвест». Предприятие появилось на волне попыток Минпромторга развить в России собственное электромобильное производство и заработало в сентябре 2022-го, освоив выпуск двух моделей — седана i-Pro и городского кроссовера i-Joy. Оба — перелицованные китайские автомобили Dongfeng/Seres. Осенью 2023 года стартовало производство кроссовера i-Sky, к которому позже добавились 585-сильный i-Jet и минивэн i-Van, а последняя новинка — гибридный минивэн i-Space.
Haval (Тульская область)
Haval был единственной китайской маркой, создавшей в России производство полного цикла еще в 2019 году. Завод под Тулой выпустил уже более 100 тысяч автомобилей Haval Jolion, F7, F7x, Dargo и H9. Осенью стартовало производство еще одного потенциального бестселлера — Haval M6: при цене на уровне кроссоверов В-класса по размеру он сопоставим с более крупными Haval F7 и Dargo.
В конце прошлого года завод начал собирать обновленный Haval Jolion, который уже появился в продаже, а в течение 2024 года мы ждем новое поколение Haval F7.
Hyundai (Санкт-Петербург)
Простаивающее предприятие в конце прошлого года отошло к «Арт-Финанс», которая также владеет калужским заводом Volkswagen. Компания связана с AGR Automotive Group и дилерским холдингом «Авилон». Официальное название бывшего завода Hyundai — «Автомобильный завод АГР».
На питерском предприятии остались примерно 70 тысяч машинокомплектов для сборки Hyundai Solaris, Creta и Kia Rio, выпуск которых возобновили сейчас под маркой Solaris. Названия моделей теперь звучат как HS, HC, KRS и KRX. Сколько именно машин и в какой срок сделают, пока неясно. Запаса компонентов хватит примерно на два года работы.
Mazda (Владивосток)
В сентябре 2023 года завод начал сборку китайских пикапов JAC T6. Продавать их планируют под брендом Sollers по названию холдинга, в который входит предприятие. В 2024-м в линейку должен добавиться еще один пикап. Ранее завод собирал кроссоверы Mazda CX-5 и CX-9, а также седан Mazda6.
Mercedes (Московская область)
Завод перешел под контроль дилерского холдинга «Автодом» и анонсировал перезапуск производства в декабре 2023 года, но пока этого не случилось. Осенью говорили о возможном выпуске моделей Chery, но появление бренда Xcite, возможно, означает, что китайская марка предпочла бывший завод Nissan. Впрочем, по словам владельца «Автодома» Андрея Ольховского, подмосковное предприятие получило три предложения о сотрудничестве от китайских фирм.
Nissan (Санкт-Петербург)
После ухода Nissan завод перешел в госсобственность, а позже был передан на попечение АВТОВАЗу, который объявил о выпуске здесь Lada X-Cross 5 (FAW Bestune T77). Но проект заглох, а позже АВТОВАЗ вышел из числа собственников завода. Тем не менее он возобновил выпуск автомобилей под новым брендом Xcite. Судя по всему, речь о ребрендированных Chery Tiggo 7 Pro. Называется предприятие теперь «Автозавод Санкт-Петербург»: все упоминания об АВТОВАЗе и Lada исчезли.
Sollers (Елабуга)
На предприятии в Татарстане когда-то выпускали модели Ford, включая кроссоверы Kuga и коммерческие Transit. После ухода Ford предприятие перешло на производство машин под собственным брендом, но все они являются перелицованными моделями JAС. Ассортимент состоит из двух позиций: мини-грузовика Sollers Argo и фургона Sollers Atlant.
Stellanis (Калуга)
Завод, судя по всему, вернулся к старому промыслу: как и до кризиса, здесь снова собирают модели Peugeot и Citroen, правда совсем другие. Во-первых, это кроссоверы семейства Citroen C5 Crosser, во-вторых, машинокомплекты поступают из Китая. До кризиса здесь делали седаны Peugeot 408 и Citroen C4, а также коммерческие автомобили Peugeot, Citroen, Opel и Fiat, плюс Mitsubishi Outlander и Pajero Sport. Губернатор Калужской области Владислав Шапша заявлял, что завод производит пробные партии машин под некими «локальными брендами».
Toyota (Санкт-Петербург, Шушары)
Завод, где собирали Toyota Camry и RAV4, перешел под контроль ФГУП НАМИ без опциона на обратный выкуп. Минпромторг заявил, что завод начнет выпуск автомобилей под маркой Aurus. Речь, скорее всего, не про «членовозы», которые собирают в Татарстане для высших чиновников: в правительстве говорят о сборке четырех моделей бизнес-класса в партнерстве с иностранной компанией. Еще один претендент на шушарскую сборку — электрический микромобиль L-Type, который разрабатывает концерн «Алмаз-Антей».
Volkswagen (Калуга)
До кризиса здесь выпускали Volkswagen Polo, Tiguan и Skoda Rapid. В мае 2023 года официально объявили, что предприятие продали компании «Арт-Финанс». Возобновление производства на заводе еще в прошлом году анонсировал губернатор Калужской области Владислав Шапша, но пока новостей нет. Муссировались слухи о сборке под Калугой кроссоверов семейства Chery Tiggo, но, похоже, их будут делать в Питере под маркой Xcite. Парковка перед заводом забита автомобилями разных марок, которые могли ввезти из Китая для прямой продажи. По последней информации, производство возобновится в первой половине 2024 года.
Ранее мы рассказывали, что санкции нанесли удар по автопрому, отбросив его примерно на четверть века назад. Помочь местной сборке должен запрет на серый импорт автомобилей с апреля 2024 года. А китайские автомобили даже российской сборки часто ржавеют уже в первый год.