АВТОВАЗ больше не является владельцем бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге, который снова перешел в государственную собственность. Это подтвердил вице-президент по продажам и маркетингу АВТОВАЗа Дмитрий Костромин в рамках форума, организованного агентством «Автостат».
После ухода Nissan из России питерский завод компании перешел сначала под контроль ФГУП НАМИ, а в феврале 2023 года 99% акций продали за 1 евро АВТОВАЗу. Судя по всему, в правительстве рассчитывали, что главный российский автопроизводитель сможет организовать работу завода в новых условиях. На самом АВТОВАЗе заявили, что планируют выпускать на предприятии автомобили С и D класса в партнерстве с иностранными компаниями (китайскими). Весной показали Lada X-Cross 5, которая являлась перелицованным FAW Bestune T77. Однако проект быстро заглох, хотя официально АВТОВАЗ о его судьбе не сообщал.
В конце января 2024 года «Лада Авто Холдинг» (владела 98% акций завода) вышла из числа учредителей. Кроме того, слово «Лада» исчезло из официального названия предприятия, которое теперь работает под вывеской «Автозавод Санкт-Петербург». Кто именно владеет и управляет им, мы не знаем: информация об учредителях закрыта. Ранее мы рассказывали, что это делается в трех случаях: если в отношении компании введены зарубежные санкции, если она имеет отношение к гособоронзаказу или находится на территории Крыма или Севастополя. Не исключено, подобная недосказанность нужна, чтобы обезопасить предприятие, его учредителей и иностранных партнеров от санкций. К слову, изменение статуса АВТОВАЗа могло быть связано с попаданием компании с санкционные списки в сентябре 2023 года.
Журналисты сайта Autonews.ru побывали на «Автозаводе Санкт-Петербург» и обнаружили на парковке Chery Tiggo 7 Pro Max без решеток радиатора, что лишний раз подтверждает гипотезу о сборке на предприятии китайского кроссовера. Выпускаться он будет под новым российским брендом Xcite, ради чего, видимо, и понадобилось менять фронтоны машин. Chery Tiggo 7 Pro Max популярен в России и в прошлом году стал второй самой продаваемой иномаркой. Однако конкуренция в этом сегменте высока, а Chery запустила в России целую сеть суббрендов, обострив внутреннее соперничество: например, Tiggo 7 Pro Max имеет близкого родственника, Jetour Dashing, который заметно дешевле.
«Автозавод Санкт-Петербург» заявляет о сборке первой партии из нескольких тысяч автомобилей, обещая рассказать все подробности до конца февраля. Продажи должны стартовать весной 2024 года.
Автозавод «Москвич» тем временем переходит на производство машин со сваркой и окраской кузовов. А соблазном для россиян являются дешевые узбекские Chevrolet, мы спросили эксперта, когда их увидим в России. В этом году появится и первый российский электромобиль «Атом»: недавно компания засветила дизайн предсерийного ситикара.